В издательстве Ad Marginem вышли дневники, письма и поэтические опыты «амазонки авангарда» Варвары Степановой «Человек не может жить без чуда». «Москвич Mag» публикует отрывок из дневников, написанных в 1919-1920 годах в мастерской на Пименовской улице (сейчас — Краснопролетарская), где Степанова вспоминает, как работала вместе с Родченко, Татлиным, Малевичем, Удальцовой, Экстер, Древиным и другими над выставками «Трамвай В» и «0,10».
Дневник №1 Москва,
Пименовская улица
Варвара Степанова
5/1–919
Окончен 14 сентября 20 г.
Москва, Долгий 8/1, кв. 25
5 января 1919 г. Москва
О творчестве Древина А. Д. для сборника, который думаем издать в Отделе Изобразительных Искусств. Анти формулировал наш с ним разговор: у Древина — цвет построен логично, но самого цвета нет; есть абстракция тона цвета, то же и в форме, даже предметной, отсюда: архитектура построения абстрактного тона, цвета и формы.
Рассказы очевидцев: нас четверо (Удальцова, Анти, я, Древин) говорили о прошлом, как кто попал в среду художников. (Пименовская, 8, кв. 10.)
«Трамвай В»
«Моргуновка» (потом студия Татлина), возвращение Удальцовой и Поповой из Парижа, где они напитались кубизмом — учились у Ле Фоконье, но когда последний ввел в свою мастерскую Удальцову, она ужаснулась его «мазней»… Затем Брак, Пикассо, раньше Меценже…
Татлин предлагает Поповой обучить его кубизму за 20 р. в месяц — она отказалась… Появление Малевича и Клюна. Совместная выставка в Петрограде — название «Трамвай В» выдумано Малевичем (1915 г.).
… Отгородились «московские» (Удальцова, Попова, Татлин, Малевич) от Маяковского, отказавшись с ним сниматься. Маяковский — побелел, грызет ручку — в результате снимаются: Маяковский, Пуни, Кульбин, Розанова, Каменский и портрет Якулки.
Поездка Татлина в Париж — знакомство с работами Пикассо (делал бумажные макеты). Результат — Татлин начинает делать рельефы. Сначала очень неудачно, показывает дяде Саше (А. Веснин), тот ему многозначительно говорит: «Ничего, Володя, делай!» Затем рельефы стали лучше, сначала деревянные, затем жесть и железо.
Выставка Татлина в «Моргуновке» — деревянные рельефы: «Ночная чайная» и т. д., матрос, графика «Жизнь за царя», тут же Сергей Подгаевский читает свою мистерию, от которой у дам делается истерика…
«0,10»
Малевич находит супрематизм, но до выставки молчит, хочет сорвать выставку, добивается, что она названа последней футуристической, ему помогает И. Пуни и «Пунька» (Богуславская). Татлину ставятся драконовские условия, так что он не может при них выставить рельефы — московская группа (Удальцова, Попова, Экстер) требуют от петроградцев изменения этих условий под угрозой «не участвовать». Петербуржцы согласны — Татлин везет рельефы… С Малевичем атмосфера сгущается, чувствуется, что он что-то нашел, но молчит. Прилагают все усилия узнать, как он назовет свои вещи…
Собрание у Экстер (Шикарный номер в гостинице, ее безделушки, сама эксцентричная, все время курит, фрукты, пирожные) — Удальцова, Попова, Малевич и Клюн — время 12 ч. ночи, ничего не удалось узнать… Клюн что-то скрипит, Малевич молчит. Удальцова — бледнеет. Экстер — вся в пятнах на лице, Попова — полосатая… Малевич произносит: «Я открыл супрематизм», — поясняет его…
Экстер отказывается участвовать на «0,10», так как ее вещи почти беспредметные, она не хочет быть в группе Малевича.
Устройство «0,10» — Татлин нервничает, ругается с «Пунькой», развешивает московских, свои рельефы приносит в 4 часа — вернисаж в 5 часов — ругань с «Пунькой», чтобы она не подсматривала, что носит Татлин — наконец комнаты разгораживают ширмами, но когда Татлин проходит мимо, начинается визг «Пуньки». Супрематисты хотят распылить супрематизм по выставке и обязательно повесить хоть часть в комнате «москвичей» — для этого они прячут работы, сначала Пестель, потом Васильевой М., но неудачно. Москвичи отстояли свою комнату.
5 ч. — вернисаж — Татлин не успел разместить рельефы — развешивает при публике с лестницей; внимание и интерес публики привлечены.
«Пунька» ловит репортеров при входе — результат в газетах: Малевич — Пуни, Малевич — Пуни…
Обед в «Вене». Малевич и Татлин — ссора, Татлин заявляет: «Этот мужик (Малевич) меня оскорбил», и требует, чтобы сняли с выставки вещи (его, Удальцовой, Поповой). Удальцова и Попова не соглашаются — Татлин злится, угрожает, что снимет свои… но не снял.
Политика Татлина ясна теперь — он хотел сорвать «0,10»; так как у московских комната была большая, вещей много — сними они вещи — выставка провалилась бы.
Малевич же этой выставкой провалил футуристов и кубистов супрематизмом, назвав выставку последней; «0,10» же имеет отношение к супрематизму, исходя из слов Малевича: «…дошел до 0 формы».
Идет спор: с одной стороны — Татлин, Удальцова, Попова; с другой — Клюн, Малевич, Пуни… Попова, чтобы отомстить Малевичу, вешает в своей комнате плакат «Комната профессионалов живописи», помогает ей Удальцова — опять происходит скандал.
Розанова во всех этих перипетиях попала в середину — и не к Малевичу, и не к Татлину — правда, и она пережила, как сама говорила, отвратительное состояние, когда стала чувствовать, что Малевич что-то открыл; но она скоро почувствовала, в чем дело, и написала наспех к выставке несколько супрематических работ.
Появление Родченко (Р. с Татлиным не был знаком).
Отправились к «дяде Саше» за подрамником; там Татлин — намечалась футуристическая выставка «Магазин»23. Татлин предложил Родченко участвовать, хотя подозрительно отнесся к его фуражке (ученической, со значком Училища Живописи) — однако успокоился (узнав, что Родченко провалился в Училище Живописи), записал адрес: Каретно-Садовая, д. 4, кв. 1. Выставка открывается — Татлин приходит к Родченко, предлагает участвовать. Устройство выставки — Татлин и Родченко возят картины с утра до ночи, прибивают, вешают, проводят электричество… Родченко — кассир.
Появление Малевича на «Магазине»… На лбу нарисовано «0,10», а на спине приклеена бумажка с воззванием — «Я — апостол» [содержание не записано]…
Татлин выставляет Малевича с выставки за наклейки и пропаганду супрематизма… Малевич и Клюн снимают свои вещи. Заигрывание Малевича с Родченко — про графику Родченко Малевич говорит: «Вы сами не знаете еще, что делаете»… и перетягивает к себе… зовет Родченко к себе, поговорить о супрематизме. Родченко у Малевича — показывает Малевич свои вещи — с мелкими формами… Клюн приглашает Родченко на «Бубновый валет». Этим пользуется Родченко, чтобы покрепче закрючить Татлина, который всячески предупреждал Родченко против Малевича. Татлин положительно в панике, когда узнал, что Родченко приглашают в «Бубновый Валет». На «Магазине» у Малевича не было супрематических вещей — оказалось, что это благодаря Удальцовой, которая настояла на том, чтобы Малевич не выставлял на «Магазине» супрематизма.
8 января 1919 г. «Комсупрбез»
Малевич Казимир предлагает написать манифест, чтоб обнародовать супрематизм и беспредметность… Разговор об этом с Древиным, потом с Родченко… с последним не столковались.
Первое собрание у Удальцовой (приблизительно 25 ноября 1918 года): Малевич, Ган, Древин, Удальцова; ни до чего не договорились, — Ган предлагает «коммуну».
Малевич забыл позвать Родченко, за что ему влетает от остальных… Через два дня приходит к нам Ган и зовет на собрание к Удальцовой.
28 ноября 1918 г. — у Удальцовой: Малевич, Удальцова, Ган, я, Родченко, Древин, Клюн. Мы пришли поздно — Надежда Андреевна в дверях шепчет мне, что сейчас там дают ганнибалову клятву…
Малевич уже договорился до точки… в комнате мистикой пахнет… предлагает объединиться, пропагандировать супрематизм, сделаться новыми беспредметными, тогда и лица будут какими-то другими… «вот сидит человек, и будто его нет… Так придем мы, сядем… Но будет это по-иному»… Далее Малевич договорился до того, что, может быть, уже теперь не надо больше и писать, а только проповедовать… Родченко вступает с ним в полемику… и обливает холодной водой его мистические предположения. В конце концов договариваются до газеты «Новатор»…
Приходит Ган… Древин дофилософствовался до точки. С Ганом забыл поздороваться и старается оправдать это как беспредметность… «А ведь я уже с Вами здоровался, только беспредметно»… Вообще на Древина Малевич имеет отрицательное влияние, так как Древин впадает в психологию и запутывается…
Атмосфера — не поддаться под влияние Малевича…
Анти призывает к реальному и разбивает фантазии Малевича. При обсуждении газеты выявляется необходимость объединения, которая определяется формой коммуны и называется «комсупрбез», но сразу же разбивается сама собой на «комсупров»: Ган, Малевич, Клюн и «комбезов»: Древин, я, Удальцова, Анти.
Ган показывает себя защитником «Супров».