Никиты Михалкова на месте не оказалось. Вместо него в смокинге на входе в кинотеатр «Россия» эффектно возвышался Дмитрий Дюжев, но замена казалась неравнозначной.
Анастасия Макеева сверкала голой спиной, Янина Студилина — голым коленом, Таша Белая — блестящими подвесками в стиле кабаре по всему платью. С такой явкой светским фотографам было впору повеситься. Тут не только иностранных участников ММКФ будешь с «Википедией» опознавать, тут в своих бы разобраться. И лишь появление Татьяны Михалковой с неизменным бантиком на голове показывало, что духовные скрепы фестиваля остались неизменны.
Перипетии нового времени сказались буквально на всем: подготовленную к апрелю программу пришлось срочно переделывать — лепили заново из того, что было найдено впопыхах. Тут нельзя не восхититься мужеством отчаянных членов отборочного комитета, собравших вполне презентабельную подборку на все три конкурсные программы — короткий метр, документальное кино и основной конкурс. Список присутствующих обогатился командами из Аргентины, Перу, Индии, Китая и стран Ближнего Востока — в лучших традициях фестивалей советского времени. Не хватало только людей в национальных костюмах, хотя, учитывая солянку из гостей, они могли запросто остаться незамеченными.
Московский кинофестиваль традиционно собирает самых «плохо одетых» людей в городе — и нынешняя церемония не стала исключением, что тоже говорит об определенной стабильности. Среди мужчин преобладал типаж регионального чиновника — белая рубашка с коротким рукавом, зажатая ремнем где-то под нависшим над ним животом, и сморщенные гармошкой у ботинок брюки и неизменная борсетка как ключевой элемент образа. Женская половина приглашенных внесла куда большее разнообразие в общую картину, творчески переосмыслив обозначенный в приглашении как «вечерний костюм» дресс-код. В толпе можно было заметить шорты и сомбреро, блестки и сарафаны, кринолины со свадьбы в Safisa и пляжные пижамы. Провинциальный характер фестиваля расцвел яркими красками. Если бы не Елена Ербакова, актриса из открывшего ММКФ фильма «Сердце Пармы», в эффектном платье и колье от Mercury выглядевшая как наш вариант Зендеи, и обсудить было бы некого. И это при том, что Елена в счастливом ожидании и уже не первый месяц — подвинься, Рианна.
В отсутствии остальных первых красавиц российского кино, дружно проигнорировавших открытие фестиваля, отдуваться пришлось молодой поросли — на красной дорожке танцевали и прыгали, казалось, все wanna be города. Они же дружно позанимали золотые по прежним временам места в партере — отсутствие привычного списка партнеров и спонсоров сократило количество непонятных людей в зале в разы. Ну не назовешь же случайным гостем Павла Астахова с женой, они уже на фестивале как родные.
Праздничным настроение вечера назвать было сложно. Министр культуры Ольга Любимова деловито зачитала приветствие президента и попросила всех собравшихся встать для минуты молчания в память о журналисте Дарье Дугиной.
Ведущий вечера Андрей Мерзликин напомнил про 90-летие со дня рождения Андрея Тарковского — вот и лето прошло, процитировал Кайдановский с экрана во фрагменте из фильма «Сталкер». Настроение собравшимся это не улучшило — лето действительно уже все. Хотя в данный момент это было неактуально — кондиционеры в зале традиционно не справлялись, все сидели раскрасневшиеся и в душе молили о дожде. На сцене появились музыканты из группы «Колокол» — их колокола звучали как набат, что вполне соответствовало духу времени.
«Такого не бывает, что где-то война, а где-то праздник», — сказал наконец-то появившийся на сцене Никита Сергеевич. Тот факт, что он вышел на сцену в костюме вместо привычного для ММКФ смокинга с белым шарфом, должен был, судя по всему, подчеркнуть этот тезис.
«Как было, так уже не будет», — произнес он следом, заставив упрямо опустить головы занявшую партер молодежь. Но тут на сцену вызвали жюри фестиваля, Евгений Миронов получил из рук Михалкова цепь председателя жюри производства ювелирной компании Mercury (единственной компании, сохранившей статус партнера фестиваля), и в мизансцене с участием хлопушки-нумератора Миронов с Михалковым объявили фестиваль открытым.
Зал впервые за вечер проснулся и довольно дружно захлопал. Миронов, к которому на сцене все обращались то «Женя», то «Женечка», процитировал Феллини и выполнил одну из почетных обязанностей председателя — вручил первый приз «Верю. Константин Станиславский» Константину Хабенскому. Константин отреагировал с юмором, обещая все-таки сделать соответствующий премии вклад в кинематограф и вообще выглядел как первый живой человек среди выступавших.
Но тут снова заиграл «Колокол», Мерзликин поздравил всех присутствующих с наступающим Днем кино и объявил перерыв перед показом «Сердца Пармы». Молодые актрисы, уставшие обмахиваться пригласительными, сбежали на террасу кинотеатра догонять красавчика Никиту Ефремова. Жизнь брала свое, как бы грозно ни предупреждал звон колоколов об обратном. Церемония открытия 44-го Московского международного кинофестиваля подошла к концу.
Фото: пресс-служба ММКФ