Я родился в Стамбуле. Мои родители тогда жили в доме над Босфором, в нескольких минутах ходьбы от строительной площадки культурного центра Ататюрка.
Отец был архитектором этого проекта. После завершения строительства мы часто ходили туда в оперу. Преданный модерну, отец-архитектор, безусловно, повлиял на мой выбор профессии.
Он и его международные коллеги, часто заходившие к нам в гости, всегда говорили об архитектуре и связанных с ней темах. Так что я познакомился с архитектурой дома.
Я учился в немецкой средней школе, которая открыла мне путь к высшему образованию за рубежом. Поэтому архитектуру мне повезло изучать в Венском техническом университете. Через несколько лет после окончания учебы я унаследовал бюро отца, который уже имел известное имя в международной архитектурной среде. Мой первый проект стал его последним проектом перед смертью — это медиацентр Doğan в Стамбуле.
Здания, над которыми мы работаем в последнее время — это Стамбульский оперный театр, судоверфь Терсане в порту Аланьи, проект расширения аэропорта имени Сабихи Гёкчен.
Помимо Турции мы сейчас работаем над многофункциональными объектами в Майами, Дакаре, Германии.
Наш первый проект в России был лет десять назад — мы сделали презентацию для Министерства экономического развития. И параллельно предложили еще один проект — жилой многофункциональный комплекс недалеко от стадиона «Олимпийский». Но из-за мирового финансового кризиса 2008/09 года, к сожалению, оба проекта были остановлены.
В Москве первый раз я оказался больше десяти лет назад. Я понял, что это огромный город, настоящий мегаполис. Теперь, десятилетие спустя, я могу сказать, что Москва изменилась в лучшую сторону, в том числе с точки зрения строительства и общественной жизни. Чувствуется, что Москва открыта новым идеям — тут много новых зданий, спроектированных международными архитекторами, это воодушевляет.
Я верю, что надо быть современным, думать о будущем: по мере того как мир, потребности и возможности меняются, меняется и архитектура, а иногда сама архитектура провоцирует эти изменения. Москва — хороший пример, ведь, несмотря на свой сильный характер, город приветствует новые мировые тенденции. Тем не менее, работая над проектами за пределами своего города, я должен думать, как местные, и учиться многим вещам, включая правила и законодательные нормы в России. Впрочем, я с радостью учусь, мне нравится, что я узнаю что-то новое.
В Москве я сейчас бываю часто, снова приеду, как только откроют границы. Я работаю над комплексом апартаментов «Поклонная 9» компании ANT Development. В этом проекте мое бюро отвечает за архитектуру пятизвездочного отеля, который расположится на первых семи этажах комплекса. «Поклонная 9» — проект так называемого смешанного использования: верхние этажи будут жилыми апартаментами, а нижние — гостиничной инфраструктурой.
В первую очередь мы учитывали, как отель повлияет на городскую среду, поскольку первые этажи — это именно то, что видят люди, проходя по улице. К тому же здание через парк соединяется с застройкой Кутузовского проспекта. Многие века Москва постоянно обновлялась, неоднократно менялась, перестраивалась и до сих пор несет в себе следы конструктивизма, классицизма, готики, барокко и московского модерна. Город наполнен архитектурными достопримечательностями разных стилей.
И сегодня тоже трансформация неизбежна: не только в плане архитектуры, но и с точки зрения современного образа жизни. Жизнь меняет видение города; есть новые культурные нормы, которые требуют другого уровня жизни.
Будучи родом из Стамбула и занимаясь архитектурой, я имею профессиональный опыт соединения нового и старого; мы стремимся воплотить в жизнь современные стили и в то же время делаем отсылку к прошлому.
Так что в будущей гостинице на Поклонной мы решили воссоздать неорусский стиль — это общий термин для обозначения ряда различных движений в русском зодчестве, возникших во второй четверти XIX века, представлявших собой эклектичное сочетание допетровской русской архитектуры и элементов византийской архитектуры и сталинского ампира.
Мы старались сохранить наследие, которое, по сути, определяет нашу жизнь, и учитывали расположение проекта — Кутузовский проспект, парк Победы, Триумфальная арка. Большая ответственность строить новый комплекс рядом с этими знаковыми объектами, и он должен передавать все величие и мощь этого места.
И, разумеется, интеграция отеля уровня «пять звезд» в жилой комплекс с апартаментами была нашей главной задачей с точки зрения структуры. Все должно было быть гармонично и передавать статус, и уровень проекта. Например, навес, выделяющий отель среди других зданий, как будто приветствует посетителей, а арки придают входу выразительный и гостеприимный вид.
Я сам очень жду момента, когда можно будет приехать в Москву и остановиться в «Поклонной 9» — оценить результат нашей работы и увидеть счастливые лица жителей дома и гостей отеля.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru
Фото: из личного архива Мурата Табанлыолу