Почему вы должны меня знать: директор кондитерско-булочного комбината «Черемушки» Юрий Мугандин
Родился я в городе Ленинграде. Рос в спальном районе Санкт-Петербурга — Калининском.
Достаточно суровом для конца 1980-х — начала 1990-х годов. Учился в обычной районной школе. У меня был класс с углубленным изучением французского языка. Поэтому с детства люблю Францию.
Мои дед и отец — экономисты с высшим образованием. Ну и, как это часто бывает, я пошел по тому же пути. После школы поступил на инженерно-экономический факультет Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С. М. Кирова.
Хотя моя хлебная карьера началась еще до поступления. Летом работал грузчиком на хлебозаводе, чтобы заработать себе на кроссовки. Потом началась учеба. На третьем курсе попал в Ассоциацию «Хлебопеки Санкт-Петербурга». Они как раз набирали студентов на самые простые должности. Мы стоили недорого, были активные, нам было интересно. И время тогда было интересное: начали появляться первые предприниматели, бизнес, который надо было как-то развивать.
Мы первые делали бизнес-планы для хлебозаводов Санкт-Петербурга. Какие-то экономические расчеты, новые методы продаж. Было очень приятно, что я студент, а общаюсь на уровне директоров заводов и ключевых руководителей. Все это очень мотивировало. Было драйвово. Поэтому получается, учась в институте, я прошел очень хорошую школу и получил отличный опыт в отрасли.
Окончив институт, я поступил в аспирантуру этого же вуза. Более того, меня взяли на кафедру производственного менеджмента. Параллельно с написанием кандидатской занимался преподавательской деятельностью. Вел дисциплины по финансовому менеджменту, нормированию труда, экономике. Кроме того, в академии я запустил первый компьютерный класс для изучения методик бизнес-планирования.
После защиты кандидатской диссертации мне предлагали остаться работать в вузе. Но мне, как молодому человеку, хотелось зарабатывать, расти дальше.
Поэтому я все-таки пошел по карьерной лестнице в хлебной отрасли. В 2001 году меня пригласили на должность начальника финансового отдела ОАО «Пекарь». Это известное предприятие в Санкт-Петербурге, выпускавшее хлебобулочные и кондитерские изделия. Много что интересного там изучил, узнал и сделал. Как человек, интересовавшийся компьютерами, я активно занимался в том числе тем, что внедрял в работу новые технологии. Из планового отдела с рукописными документами и минимумом автоматизации мы создали самую современную по тем временам службу.
В 2004 году предложили должность финансового директора этого же предприятия. На этой должности я пробыл до 2006 года. Как раз тогда московская компания «Черемушки» купила наше предприятие. Еще год я проработал как финансовый директор «Пекаря» уже в составе компании «Черемушки». А в 2007-м мне предложили должность финансового директора этой компании с переездом в Москву.
Было интересно принять этот вызов. Москва — интересный город и возможности тоже интересные. Вот я и рискнул приехать сюда в 2007 году вместе с семьей.
При переезде не было каких-то трудностей, а вот опасения все же были. Однако я верил в свои силы и считал, что справлюсь, и все изменения принимал позитивно.
В 2011 году мне предложили должность генерального директора «Черемушек». Я не планировал такого быстрого роста, но жизнь распорядилась по-своему.
В нашем бизнесе надо быть очень гибким. Не предлагая новых технологических решений, продуктов, можно очень быстро отстать и потерять позиции. Но даже не в продуктах дело. Любой бизнес — это система: продукта, производства, продаж, технического обслуживания, содержания производства и многого другого. То есть надо развивать не только продукт, надо гармонично развивать всю организацию, чтобы она была эффективна на всех своих направлениях. Слава богу, здесь пригодилось мое высшее образование, моя кандидатская и то, что я еще в 2006–2009 годах прошел программу MBA Открытого университета Великобритании. Могу сказать, что все, чему научился на менеджерской программе, мне сильно помогло как директору.
У нас несколько производственных площадок в Москве, и мы несколько лет работали над программой по перемещению производственных мощностей между предприятиями. Прямо целые линии перевозили и заново устанавливали. Чтобы каждая площадка стала специализированной по своему направлению.
Сделав это, мы получили совершенно другие технологические возможности и уже на базе этого стали более активно разрабатывать продуктовые линейки для разных направлений: свежий индустриальный хлеб, кремовые торты и пирожные, мучнисто-кондитерские. И хлебобулочные изделия длительного хранения, замороженные полуфабрикаты.
Мы постоянно выпускаем новые продукты. Какие-то успешные, какие-то нет, успешных больше. Количество наших потребителей с каждым днем растет. На сегодняшний день около 1,5 млн человек ежедневно съедают кусочек нашей продукции.
Вообще хочу сказать, что этот бизнес в России очень активно развивается. На фоне бума развития HoReCa (все общественное питание: кафе, рестораны) люди меняют свои потребительские привычки и все больше покупают готовой продукции. Соответственно, такой производитель, как мы, должен следовать этим изменениям. А еще лучше — стараться их опережать.
Мы, наверно, на сегодняшний день одно из успешных предприятий отрасли. Стабильно растет объем продаж, клиентская база потребителей. Правда, сейчас идет серьезный рост цен на сырье, затрат на персонал. Все это и прочие проблемы, связанные с пандемией, не помогают бизнесу, учитывая, что чаще приходится самим решать свои проблемы. Тем не менее работаем стабильно, а это уже критерий успеха.
В этом нас, кстати, очень поддерживает департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы. Это один из реальных примеров в России правильной и комплексной поддержки. Наше предприятие имеет статус промышленного комплекса. Мы отвечаем определенным критериям по росту, по инвестициям, по заработной плате. Соответственно, есть налоговые льготы, что здорово помогает.
Не могу сказать, что из нашей продукции продается лучше всего в Москве. Надо смотреть по направлениям. Из тортов лучше всех продается «Чародейка» — бессменный лидер продукции нашей компании на протяжении последних 25 лет. Также москвичи любят продукцию «Сдобная особа»: рулет с маком, штрудель. Вообще «Сдобную особу» любят не только в Москве, мы ее отправляем по всей России, от Калининграда до Владивостока. Знаменитый бородинский хлеб тоже очень популярен. Круассаны производства «Черемушек» поставляются во все торговые точки. Кстати, интересный факт, что мы, наверное, первые на постсоветском пространстве начали делать круассаны. Было это больше 30 лет назад и до сих пор этот продукт любят и покупают.
Из кремовых тортов популярны медовик, «Птичье молоко», эклеры. Все, что делали еще во времена Советского Союза.
Добавлю, что в последнее время у нас стали расти отгрузки в Европу и Америку. Мы отправляем некоторые наши товары в магазины российских продуктов. Там ведь живет много бывших соотечественников, в том числе жителей бывших республик Советского Союза. Наши хлебобулочные и кондитерские изделия пользуются там стабильным спросом. А прекрасный торт «Москва» красного цвета так вообще поставляем в магазины Брайтон-Бич.
Даже с учетом дорогой логистики, которая с пандемией взлетела в цене очень сильно и стоит очень дорого, мы там на полках обеспечиваем цену, которую могут платить наши покупатели.
Сам я тоже очень люблю наши хлеб, булочки, торты. Домой постоянно покупаю и всем рекомендую.
Фото: предоставлено PR-службой комбината «Черемушки»