, 4 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: идеолог образовательного проекта «Софт Культура» Арсений Афонин

Я родился в Москве и окончил Московский архитектурный институт. После шести лет учебы однокурсники пошли работать в бюро и компании. Для меня этот путь был понятным и лишенным романтики. Самые смелые открывали свое дело, но таких были единицы, потому что уже на старте нужны были потенциальные заказчики. У нас с друзьями их не было, но мы рискнули и сняли офис на Китай-городе. Рассчитывали, что одну половину будем занимать мы, а другую сдадим кому-нибудь еще. Но этот план не сработал, и мы стали думать, что делать с пустым пространством.

Во время учебы нам не хватало прикладных занятий. Так что мы решили заполнить пробел между теоретическими знаниями и теми, что требуют от архитектора в бюро. К тому же в университете нам не преподавали, как пользоваться актуальными компьютерными программами. К счастью, мы попробовали почти все самостоятельно и решили, что сделаем акцент на этом. Думали, что какое-то время будем проводить курсы у себя в офисе и с выручки платить за аренду, а в это время найдем соседа.

В 2014 году мы запустили первые курсы для архитекторов «Софт Культура». Ноутбуки были почти у всех, но слушателям все равно было в новинку покупать курсы без компьютерного класса. В каком-то плане мы были первопроходцами и уже тогда предлагали модный сегодня формат. У нас не было своих мониторов, зато вместе со знаниями мы предлагали нетворкинг. Можно было оставаться после занятий, задавать любые вопросы и обмениваться контактами с преподавателями. В один момент мы поняли, что у нас есть стабильный поток из четырех курсов в месяц, на каждом обучаются шесть человек.

После первых успехов мы начали свое путешествие по архитектурным достопримечательностям Москвы. Сначала переехали в легендарное для любого архитектора здание — дом Наркомфина на Новинском бульваре. Когда его закрыли на реставрацию, мы отправились в не менее легендарный пассаж Попова на Кузнецком Мосту. Там мы отремонтировали помещение советской библиотеки с четырехметровыми потолками и дубовыми дверями. Сегодня мы сидим в Большом Кисельном переулке. Такой подход к пространству — это часть концепции, которую мы сформировали за шесть лет.

Отличительная черта «Софт Культуры» — это выход за пределы навыков. Безусловно, есть «софт» — это программы, которыми пользуется архитектор: ArchiCAD, Revit, Photoshop и так далее. Но существует и вторая немаловажная часть — «культура». Это осмысленный подход к построению рабочего процесса, понимание, как инструменты влияют на принятие решений. Нам кажется, нельзя учить одному без другого. Если фокусироваться лишь на том, как что-то сделать, очень легко упустить из вида, что делаешь и нужно ли это вообще.

Яркий пример — курс «Визуализация против коллажа», которым я горжусь. На нем преподавали основы визуализации и искусство коллажа на базе «Фотошопа». Мы взяли иллюстратора с 3D-художником, предложив им отдельно рассказать про свои подходы. Мы не говорили, как надо делать, а давали слушателям выбор. После курса они могли сделать фотореалистичную визуализацию проекта и атмосферный коллаж, то есть практически картину. Такой навык востребован, потому что архитектор фактически продает заказчику изображения и образы. Поэтому профессионал должен тонко чувствовать, какой графический язык он использует для их создания и почему.

Периодически мы делаем исследования вместе со студентами. Участие в них бесплатное, а в результате получается медийный продукт — текстовой материал или презентация, которые мы публикуем у себя на сайте. Например, мы исследовали тему «Как российские архитектурные бюро работают с графическим языком». Заказчики хотят готовый проект, студенты — понять, как этот проект сделать. В таком формате мало кто задумывается над осмыслением своей деятельности. Но такие бюро есть и именно их мы изучали в течение месяца: интервьюировали героев, анализировали и систематизировали подходы.

В медийном поле не хватает разговоров об архитектурной деятельности. Классические СМИ обычно пишут, кто выиграл конкурс и когда сдали проект. Специализированные журналы печатают полезные материалы, но студенты их не читают. Год назад я решил, что исследований и вебинаров не хватает, чтобы распространять наши взгляды. Мы запустили блог, который постепенно превращается в полноценный журнал. У нас своя редакция, постоянные и внешние авторы. На данный момент мы разобрались с текстом, сейчас будем осваивать видео и подкасты.

До пандемии мы делали восемь офлайн-курсов в месяц и столько же онлайн. Плюс различные марафоны, вебинары и презентации. Все это происходит вокруг главной мысли — придать прикладным навыкам архитектора четкую интонацию. Идеальный специалист должен понимать, как структурировать свои проекты, делать их осознанно и комплексно. Например, когда я планирую образовательные курсы, то задумываюсь не только о контенте, но и о том, в каком пространстве его будут потреблять. Поэтому каждое наше пространство имеет свой характер: ты приходишь и сразу видишь, что здесь приложили руку архитекторы.

Я хочу поменять образовательный ландшафт, потому что фундаментальное образование переживает легкий кризис. Сначала люди думают, что нужно обязательно получить высшее образование, и шесть лет учатся на архитектора. За это время фундаментальное образование часто не успевает адаптироваться к постоянно меняющейся практике. Получается, молодому архитектору дается долгий срок и большой риск, потому что шанс сделать неправильный выбор специальности велик. Поэтому появляется вторая ошибка — это не мое, но я не хочу терять шесть лет учебы, поэтому пойду работать.

Мы вряд ли сможем решить все проблемы выпускника университета, но хотя бы повлияем на тех, кто все-таки становится архитектором. Наши краткосрочные программы призваны заполнять все пробелы в образовании, чтобы человек стал профессионалом, которому нравится то, что он делает. Мы строим невидимый, но важный мост между университетом и архитектурным бюро.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Фото: София Панкевич