Екатерина Колодная

Почему вы должны меня знать: мастер шарнирных кукол Ольга Салтанович

6 мин. на чтение

Я родилась в Благовещенске. Амурская область. На границе с Китаем. Мои родители — инженеры-строители. В 1960–1970-е годы это была популярная профессия. Они всегда увлекались творчеством и что-то создавали своими руками. Сейчас папа, например, сам делает мебель. Для себя. Мама с детства хорошо рисовала, и у нее даже было желание пойти учиться на педагога по рисованию. Позже в нашей семье учиться на педагога по рисованию пошла я.

С первого класса я занималась в изостудии, потом в художественной школе. Это была стандартная советская школа. Учителя были хорошие, рисовать мне нравилось. В общеобразовательной школе я училась без интереса и после девятого класса пошла в педагогический колледж. Это было единственное образовательное учреждение в городе, где можно было учиться на художника после девятого класса. Это был мой осознанный выбор, и никаких метаний у меня не было.

После колледжа я поступила в Амурский государственный университет на факультет дизайна костюма. С первого курса участвовала в разных конкурсах. Занимала первые места.

В 2000 году я первый раз приняла участие в конкурсе дизайна «Русский силуэт». Моя коллекция «Окинава», сделанная на тему Японии, победила. Я получила возможность поехать на стажировку в Данию.

После победы на конкурсах учиться в институте мне стало сложнее. Стала думать об узкопрофильных вариантах обучения. Тем временем я выиграла вторую стажировку, снова победив в конкурсе коллекций в «Русском силуэте». Коллекция была сделана на славянскую тему и называлась «Парящие в темноте». Стажировка должна была проходить в Италии. Обучение планировалось на полгода. Но в Италию я тогда не попала. Что-то не сложилось с документами, и я получила отказ в визе. Я решила не возвращаться домой, а остаться в Москве и пойти учиться в «Лабораторию моды» Вячеслава Зайцева. Это был период расцвета «Лаборатории», преподавательский состав был очень сильный. Многому научили. Зайцев лично всегда приходил на просмотры.

Закончив обучение, я поняла, что настраиваться на будущее дизайнера одежды смысла нет. Сейчас молодые люди могут создать свой бренд просто на своем таланте, без профильного образования. А в то время было не так. Кроме того, ты должен был участвовать в неделе моды два раза в год, каждый раз выводить на подиум новую коллекцию. Это очень затратно, без начального капитала и поддержки шансов никаких.

Чем я только не занималась после…  Лет восемь, может быть, десять. И аэрографией, и отрисовкой эскизов костюмов в команде художников по костюмам для артистов цирка, танцевальных коллективов. За это время я поняла, что рисовать я люблю, создавать образы мне нравится, а шить, заниматься производством — это не мое. Когда-то даже преподаватель по костюмам говорил мне: «Оля, ты у нас не дизайнер, ты художник».

В 2013 году я окончила факультет коммерческой иллюстрации в Британской школе дизайна и даже работала по профессии. Сейчас я понимаю, что весь мой опыт помогает мне сегодня в главном увлечении — создании шарнирных кукол.

Куклой я начала заниматься параллельно с рисованием. Я работала днем и ночью, рисовала то костюмы, то иллюстрации. Удовольствие от работы я получала, а удовлетворения от результата — нет. В какой-то момент возникло ощущение пустоты. Я стала искать занятие для души. Пробовала разное и уже через некоторое время понимала, что мне скучно. Продолжала искать дальше в надежде найти что-то по-настоящему интересное для себя. Однажды в одном заказе на костюмы мне прислали референсы с фотографиями кукол в качестве ориентира для образов. Так я открыла для себя тему создания шарнирных кукол. До этого я вообще куклами не интересовалась, даже в детстве не играла. Статичные куклы мне не нравились, а сшитые из ткани просто расстраивали.

У шарнирной куклы подвижные суставы. Ее можно посадить в разные позы. В создании шарнирной куклы меня зацепила больше всего ее скульптурность. Мне это интересно. Мне всегда нравилось заниматься скульптурой, но в любви к скульптуре останавливало то, что она застывшая — хотелось скульптуре руку поднять, например.

Я присоединилась к сообществу любителей шарнирных кукол, в котором делятся опытом, процессами создания кукол, стараются разобраться в ошибках конструкции, задают вопросы. И потихоньку стала заниматься созданием своей куклы. Набирала материал, параллельно делая коммерческие рисунки и эскизы костюмов на заказ. Это длилось довольно долго.

Процесс создания куклы очень непростой. Сначала лепится мастер-модель. Это изначальная скульптура. Кукла проверяется на движение, чтобы у нее не подгибались ножки, потом мастер смотрит, как лучше сделать прорези, и многое другое.

Кукла, с одной стороны, должна быть интересная и необычная, а с другой — функциональная. Шарниры должны быть очень подвижными, кукла должна быть достаточно гибкой, но в то же время устойчивой. Всегда ищешь компромисс между количеством шарниров, их глубиной и эстетикой куклы. Поскольку я изначально из художественной среды, меня особо зацепила трехмерность куклы и то, что она двигается. Я наконец нашла то, что делается сложно, и то, в чем можно развиваться бесконечно.

Саму куклу я могу слепить относительно быстро, а вот последующий процесс со шлифовкой, подготовкой, формовкой и отливкой — это сложно. Лет пять, наверное, мне пришлось учиться. Свои куклы я стала продавать чуть больше года назад. До этого я не считала это правильным. Больше лепила в стол.

Мне нравится, когда в процессе создания из моих рук кукла не уходит — я все делаю сама. Один раз попробовала отдать ее в литейку на сторону, но этот опыт лишь укрепил меня во мнении, что нужно научиться все делать самой.

Для этого процесса необходимо много всего разного: вакуумная камера, камера давления, компрессоры, лучший американский пластик. И все это нужно освоить, понять, изучить технологию. Везде свои нюансы. Если давления недостаточно, то в отливке появятся пузыри и ты все выбросишь, надо все правильно замешивать. Вначале тебя ждет много открытий, а потом все доходит до автоматизма. Хотя лично я быстро научилась. У меня уже даже есть особые наработки, до которых я дошла сама. Так вышло, потому что у меня не было изначальных ограничений в понимании того, что можно, а что нельзя. И я рада, что мне хватило смелости самой научиться литью кукол.

Я работаю в своем неторопливом темпе. Куклу не получится делать быстро и хорошо, это ювелирный процесс. Многие технические моменты занимают время. Все начинается с заготовки. С нее снимаю силиконовые формы. Я перфекционист, и для работы с куклой мой перфекционизм к месту. Потому что кукла должна быть пропорциональной, гладкой, качественной и все должно хорошо работать.

Главное и самое интересное — это работа над образом. Лет в четырнадцать в журнале «Студенческий меридиан» я увидела комикс, который назывался «Эпокси». Это была серия комиксов, в каком-то смысле слегка эротических. По сюжету девушка попала каким-то мистическим образом в мир эпоса. Героями были кентавры, фавны, всевозможные боги. И он был так живо и классно сделан, что, видимо, мне это запало в душу. По-другому объяснить для себя появление моей куклы Лары я не могу.

Лара — это скорее получеловек. Фавн, сатир. У нее ножки фавна. С их конструкцией, надо сказать, пришлось повозиться. Ведь кукла должна стоять. Когда я создавала Лару, я не думала, что она будет так популярна. Мне казалось, что все любят кукол-девочек. Они у меня, кстати, тоже есть. Даже сейчас в работе. Я понимала, что Лара — это узкая ниша. А оказалась не такая уж и узкая. Буквально. Это хорошо, потому что у меня нет коммерческой жилки, мне трудно самой себя презентовать.

К слову, Лара не была моей первой куклой. Первой доведенной до ума и растиражированной была Джейн. У Лары есть человеческая сестра Лея. Они подходят друг другу, и их можно немного видоизменять, менять детали. Я сделала вариант легкого подбора замены частей тела. Сильно увлекаться темой конструктора я не хочу. Ну по чуть-чуть можно: хочешь, сделаешь девочку с хвостиком, хочешь, поменяешь ножки на копытца. В планах — девочка-кентаврик и девушка, которой я хочу создать полноценный (Fullset) образ Жанны д’Арк. В процессе создания мальчик-фавн в пару к Ларе.

В индустрии шарнирных кукол существуют разные стили. Например, бланк (Blank) — это куклы без росписи, без парика, без всего. Скульптура. Они пользуются большим спросом, продаются в таком виде, а уже потом расписываются. Некоторые заказчики увлечены созданием конкретного образа выбранной ими куклы-заготовки и досоздают свою куклу сами.

Бывает кукла нюд (Nude) — это обнаженная кукла, но с полной росписью тела, с ресницами и маникюром.

Есть не только мастера шарнирной куклы, но и мастера, которые специализируются только на изготовлении париков для шарнирных кукол, некоторые — на росписи, другие — на одежде.

Я обычно отливаю и шлифую свои куклы, сама делаю парики. Роспись под заказ не делаю. Иногда могу сама сделать роспись тела и уже предложить готовый вариант. Я могу сделать куклу на заказ, но в основном я предпочитаю сама создать куклу, а потом уже предлагать ее. Для создания костюмов для куклы я пока не дошла.

Я не очеловечиваю своих кукол. Продаю и спокойно расстаюсь с ними. У меня такого нет: «Ой, я продала вам свою куклу, берегите ее!» Единственное, что меня может сильно расстроить, если мою куклу отдадут на производство, растиражируют и она появится в продаже на «АлиЭкспрессе». Среди популярных кукольников это случается часто. Они рано или поздно там появляются. Это называется «рекаст» — когда покупают куклу в бланке и отправляют ее в китайскую литейку, а затем делают много копий.

Мне жаль, что я начала заниматься куклами не сразу, когда мне было 20 лет. Зато теперь я с удовольствием занимаюсь своим делом.

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.

Фото: Дима Жаров

Подписаться: