, 4 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель форума и премии Woman Who Matters Анна Рудакова

Я родилась в семье врачей. Соответственно, все думали, что я тоже пойду по их стопам, но я в какой-то момент поняла, что хочу заниматься бизнесом. Хотя что значит это слово, все тогда не особо понимали.

Важно, что тогда, в 1990-е, я училась в необычной школе — в Москве есть такая школа самоопределения, работающая по системе Александра Наумовича Тубельского, и именно она очень сильно сформировала меня как человека. Мама была наслышана об этой школе и очень хотела, чтобы я пошла туда, несмотря на то что каждый день приходилось возить меня час на другой конец города. Но все было не зря — это правильное место.

Как выглядело обучение там? Эта такая экспериментальная программа, где ребенку предоставляется свобода — от количества времени обучения до степени углубления в предметы. Одновременно с этим я играла в школьном театре. И даже думала поступить в театральный, но меня отговорили. Тем не менее мне все равно кажется, что то, чем я занимаюсь сегодня — публичными выступлениями с мотивационными лекциями, — находится на стыке гуманитарного и бизнеса.

После школы я поступила в Институт международного бизнеса и деловых отношений РАНХиГС, потом уехала в магистратуру в Дижон, в Ecole de commerce (школа экономики). При этом я, как и все студенты, по-прежнему не понимала, что такое бизнес и чем я буду заниматься после университета. Как выяснилось позже, бизнес на практике совершенно другое, нежели те концепции, которым нас учили в университете, но это все равно было полезно для развития мозгов.

Поскольку я все еще не понимала, чем буду заниматься после учебы, то пробовала себя в разных сферах: как раз когда я приехала во Францию, то узнала там о социальной сфере бизнеса — увидела, какое количество благотворительных инициатив, полезных для города и для людей, там существует. Вернувшись в Москву, я решила, что буду пытаться заниматься благотворительностью в родном городе, но это была провальная идея. Мы открыли агентство, где собирались делать проекты для компаний, которые хотят заниматься благотворительностью. Проблема была в том, что люди в России не понимали, почему должны платить организации — почему если они переводят какую-то сумму благотворительному фонду, то мы оставляем себе 10%. Из-за этого затыка я оставила эту тему, но приобрела навык фандрайзинга.

Дальше я начала заниматься наружной социальной рекламой. Такая реклама преследует не коммерческие цели — что-то продать, а доносит обществу о проблемах: например, напоминает, что нужно пристегиваться за рулем и не садиться за руль пьяным. Тут у нас с командой родилась идея, какой еще не было в России — конкурс граффити, согласованных с городом. Мы сделали краудсорсинговую платформу, где любой художник мог подать заявку с идеей картины. Экспертное жюри отбирало лучших. И мы стали первыми в Москве, кто создал граффити с привлечением коммерческого спонсора — такого до нас нигде не делали, чтобы внутрь рисунка был внедрен логотип спонсора. И так появились первые 150 граффити в городе, согласованных с Москомархитектуры и департаментом культуры Москвы. Что делала именно я? На каждое граффити находила спонсора, договаривалась с городом о «размещении» картины на поверхностях. Это был мой главный проект, который мы сделали в городе. Как и все, что я делаю, это был проект во благо людей и на пользу общества, то есть он был социальным, но с коммерческой составляющей. То есть я умею привлекать финансирование, при этом думая о миссии.

После граффити мне захотелось сделать главный форум по культуре и премию при нем: театры, кино, цирки, музеи. Мне казалось, что это хорошая тема, но, к сожалению, я получила отказ в этой идее — в Министерстве культуры мне сказали, что она сырая и бестолковая. Тогда я решила, что сделаю то, что мне хочется, а хотелось мне заниматься темой женщин, потому что мне она близка, мне она понятна. И я решила: я буду делать женский форум. Мы начали пробовать, и все получилось: никто до нас в России системно не смотрел на то, что делают компании и общественные организации в отношении женщин. Конечно, были местечковые мероприятия, но никто это не объединял во что-то большое. Мы начали приглашать абсолютно все организации, которые поддерживали права женщин: некоммерческие, социальные, благотворительные. Конечно же, в таком диалоге участвовал бизнес, компании, которые делают программы в поддержку женщин. И мы объединили их всех на одной площадке.

Традиционная тема форума — поддержка женщин, женское лидерство, гендерные вопросы, проекты и практики, направленные на женщин. А в этом году мы впервые вводим блок о предпринимательстве — отдельно мы никогда предпринимателей не звали и не учили предпринимательству женщин. А в этом году посчитали это особенно важным.

Любопытно, что хоть мероприятие и женское, но мужчины, которые попадают на наш форум, находятся в полном восторге и говорят о том, что все, что мы обсуждаем, на самом деле не имеет гендера. Но все равно наша аудитория — женская. Кстати, в этом году, когда мы добавили блок о предпринимательстве, у нас очень много спикеров мужчин. Особенно смешна следующая ситуация: когда мы говорим про женское лидерство и развитие темы женских прав в России, то зовем глав и первых лиц компаний — практически все они мужчины. Когда нас спрашивают, почему среди спикеров одни мужчины, мы отвечаем, что вот оно, женское лидерство на практике.

Мы видим, что на протяжении тех семи лет, что существует форум, мы являемся законодателями трендов: появляется огромное количество женских клубов и организаций, сообществ и форумов по теме женщин. Сначала о программах, направленных на женщин, рассказывали международные компании — российских участников практически не было, потому что им нечего было рассказать. Но постепенно и российские бизнесы начали создавать и внедрять такие проекты и практики и, соответственно, рассказывать о них. В этом году среди крупных компаний-участников — Газпромбанк, «МТС Диджитал», Совкомбанк.

Мы задали большой тренд на женское предпринимательство и женское лидерство у нас в стране, хотя с ними всегда было неплохо, но сейчас эта тема наиболее популярна — перед женщинами открывается все больше возможностей. Например, комитеты по женскому лидерству и предпринимательству действуют при крупных деловых объединениях, есть отдельные программы поддержки для стартапов, основанных женщинами.

Еще раз: женский бизнес набирает обороты — при форуме у нас есть премия, в этом году выиграло 23 проекта — совершенно разные классные инициативы, направленные на женщин, от инклюзивных проектов до благотворительности, внутрикорпоративных инициатив и общественных программ, которые освещают женские проблемы. Нам кажется важным освещать эти проекты, чтобы они становились все эффективнее.

Фото: из личного архива Анны Рудаковой

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru