Редакция Москвич Mag

Почему вы должны меня знать: основатель IT-компании Sign.Me Александр Кофанов

4 мин. на чтение

Я родился в Москве, но до трех лет жил в Алма-Ате. Потом, в 90-е, родители решили вернуться в столицу. Время было непростое, но для меня — восторг, потому что в Москве мы сначала жили у бабушки на юго-западе, рядом с прудом, а через пару лет переехали в Измайлово, тоже классный зеленый район.

В детстве я был среднестатистическим троечником. Технические предметы шли хорошо, а вот гуманитарные не давались от слова совсем. Как я пережил географию или русский язык — загадка.

Поступал в четыре вуза параллельно, везде на программиста. В итоге три готовы были меня взять, что неплохо для троечника. Пошел в МИРЭА — Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Все увлечения мои тогда были связаны с компьютерами. Да и карьера началась с того, что мне стало интересно разбирать компьютерные игры и их модифицировать.

Когда настало время выбирать тему для дипломной работы, у меня случился ступор. И тут я совершенно случайно наткнулся в интернете на новость о законопроекте об электронной подписи, как раз тот 63-ФЗ, по которому сейчас живет вся страна. Я пошел к научному руководителю, а он как раз до преподавательской деятельности был генералом ракетных войск, в криптографии разбирался, и согласовал тему диплома. С этого все и началось. За диплом я получил «отлично», а тема настолько меня увлекла, что я поставил себе цель: сделать из диплома бизнес.

Компания появилась в красивую дату — 11.11.11. Причем мы не подгадывали специально. Невозможно же угадать после подачи документов, в какой день пройдет регистрация. Я не суеверен, но цифра красивая, особенно для разработчиков, которые живут в двоичном коде.

Мне кажется, то, что наша компания появилась и прошла «долину смерти», где 99% стартапов не выживает, — это череда больших удач. На старте, когда мы были просто студентами без опыта, помогало то, что у нас был крепкий технический бэкграунд, то есть мы всегда приносили уже что-то пощупать, что-то показать. И потенциальным инвесторам честно говорили: мы пока не знаем, как это продавать, но разберемся. И вот эта установка — мы те, кто пока ничего не знает про бизнес, но точно не накосячим в технологиях — нам помогла.

Я тогда понял, что главное — это команда. Все всегда начинается с людей. Но команде нужна идея, причем убедительная. Никто не будет сворачивать горы, пока не поверит в то, что делает что-то полезное.

Не все сразу пошло гладко. Мы получили первые  инвестиции, построили MVP, а как его продать, так и не разобрались. Продажами занимался один я. Несколько лет ничего не получалось, мы начали заниматься разработкой на заказ, чтобы удержаться на плаву. Но проект все равно развивали и пытались прощупывать спрос по разным направлениям. И тут — удача. В 2014 году удалось продать наш продукт одной крупной страховой компании. И с тех пор у нас потихоньку что-то начало получаться, очень помогло сарафанное радио. В B2B сегменте референс на работу с крупным бизнесом очень помогает. В 2015 году мы встали на рельсы. Благодаря спросу на продукт удалось привлечь второй раунд инвестиций, но до окупаемости все еще было бесконечно далеко.

Мы работаем в сегменте B2B2С, наши клиенты — бизнес, но конечные пользователи электронной подписи — физлица, которые выпускают ее для взаимодействия с компаниями. И тогда, и сейчас были люди, которые с недоверием относятся к новым технологиям в целом и к электронной подписи в частности. Так же было с банковскими картами, многие им не доверяли, а потом привыкли. Нам помогает то, что практически все отчеты в стране сдаются в электронном виде. И государство проводит масштабную работу в области популяризации технологии. Так что страх со временем должен уйти сам. Сейчас в наших сервисах около 2,5 млн пользователей, ежемесячно подписывается более 700 тыс. документов. С 2020 года наша выручка росла в среднем на 50% в год, и мы не сбавляем темп.

Расскажу на конкретном примере, как вообще работают сервисы электронного подписания документов. Рассмотрим мебельное производство: для создания изделия на заказ компании нужно подписать договор оказания услуг, но сделать это непросто, если вы и ваш клиент находитесь в разных концах Москвы или в разных городах. Чтобы решить эту проблему, надо потратить время на личную встречу или отправить документы курьером, либо не подписывать их вовсе. Но если вы ведете документооборот в цифре, все просто — вы можете подписать документы онлайн.

Мы реализуем несколько продуктов, у каждого свои конкуренты. Рынок относительно новый, есть куда расти и развиваться, игроков не так много, но и не мало — конкуренция сильная. Cпрос на цифровизацию бизнеса большой, и идет активная «гонка технологий». Для конечного пользователя это всегда хорошо, ведь от этого выигрывает именно он. Да и для нас это тоже неплохо, мы не стоим на месте.

За последний год мы запустили два новых продукта по электронной подписи и сейчас активно их развиваем. А в планах — развитие новых сервисов. Отказываясь от бумажного документооборота, люди экономят свое время, посвящая его более важным делам.

У нас в компании четкое разделение полномочий. Я как основатель и генеральный директор отвечаю за стратегическое развитие бизнеса. По каждому направлению у нас есть руководитель, которому я стараюсь доверять и давать свободу в решениях. Хотя поначалу мне было тяжело делегировать. Я хватался за все, а так нельзя — ты расфокусируешься и в итоге делаешь плохо везде. А еще я понял, что нужно искать людей, которые в своей профессиональной области намного лучше тебя.

Выходить на другие рынки пока нет планов, все наши технологии заточены под российский рынок. Во многих странах просто картинка вашей подписи на PDF-документе будет иметь юридическую значимость. Я не понимаю, как можно доверять таким технологиям? У нас электронная подпись создается с помощью средств криптографической защиты информации. Алгоритмы криптографии настолько сложны, что для взлома одной электронной подписи нужно потратить более 10 тыс. лет и мощность всех компьютеров мира. Скан по электронной почте или картинка на документе в терминах нашего законодательства — не электронная подпись и юридической силы не имеет.

Когда нужно отвлечься от бизнес-задач и перезагрузиться, я стараюсь заниматься спортом. Я всегда любил гонки, смотрю «Формулу-1», катаюсь на картинге, для дома купил полупрофессиональную установку и занимаюсь симрейсингом (гонки через интернет). Физика этих гонок максимально приближена к реальности. В спорте как в бизнесе: победы вдохновляют, заряжают и драйвят.

Фото: из личного архива Александра Кофанова

Подписаться: