Почему вы должны меня знать: основатель компании доставки елок «Господин Елкин» Вадим Черников
«Господина Елкина» мы придумали в 2013 году, когда еще учились в Бауманке. Вообще в бизнесе за все время было пять партнеров, но, как в Led Zeppelin, когда один барабанщик умирает, на его место приходит новый.
Костяк, который решил начать торговать елками — это три человека, причем один из нас, Виталик, увлекался «Бизнес-молодостью» — именно поэтому у него было много идей, как бы нам заработать.
До этого мы с Виталиком торговали дровами, но это не пошло и абсолютно никому не понравилось — бездушный и непонятный процесс. Я искренне не понимал ценности того, чем я занимаюсь. Материальный мир нужен для того, чтобы жить, но для меня этим он и заканчивается. Хотелось заниматься чем-то классным.
Был ноябрь, и Виталик пришел и сказал: «Давайте продавать живые елки! Я сейчас видел кейс — мы так заработаем!» И мне почему-то это стало безумно интересно, да и хотелось вместе с друзьями что-то поделать. И я подтянул еще одного своего друга Кирилла, с которым мы с пятого класса вместе учились.
«Господину Елкину» мы сначала сделали сайт, взяли машину в аренду, нашли поставщика, собирали заявки через «Яндекс Директ», через контекстную рекламу. И 150 заявок мы за этот сезон отработали сами: работали по двое — один за компьютером, другой в машине. Склада не было: брали заказы, приезжали к поставщику, выбирали деревья на завтрашние заказы. Вот и все. Название придумал мой дорогой друг Антон, когда мы с ним стояли на кассе в магазине «Седьмой континент».
Когда возили елки, уставали адски, ничего не успевали — учиться не успевали, жить не успевали, просто весь день сидишь в машине и возишь заказы, ешь в «Макдоналдсе», в туалет ходишь в «Макдоналдсе», спишь за столом в «Макдоналдсе», заряжаешь телефон в «Макдоналдсе»…
Но это было так круто, когда ты приезжаешь к клиенту и перед твоими глазами вся жизнь московских подъездов, ты видишь, как живут люди — у каждого своя уникальная история. Кто-то с детьми ждал елку весь день, и дети сейчас будут ее наряжать. Кто-то решил сделать сюрприз своей девушке — заказал живую елку. Пожилые пенсионеры, которые всю жизнь покупали деревья на базаре, но сейчас им это стало сложно, впервые воспользовались доставкой и заказали елку домой. Кто-то просит оставить ель у двери… Но когда заходишь в подъезд, абсолютно всегда люди говорят: «Вау! Живая елка! Как классно!» И это заводит и дает силы, потому что ты чувствуешь, что ты принес людям радость.
В первый год мы практически ничего не заработали. Я помню свое 30 декабря (последний рабочий день у меня был 29-го): я проснулся и на заработанные деньги поехал купил себе PlayStation. И все. На этом деньги закончились. Понятное дело, что в канонах «Бизнес-молодости» все это должно было быть совершенно иначе. Мы закончили сезон и разошлись. Потом настала следующая осень, и мы задались вопросом, будем ли заниматься елками. Мне как раз один клиент заранее написал в WhatsApp, спросил. Мы собрались той же компашкой, и к нам подтянулся еще брат одного из партнеров. Виталик сказал, что ему не понравилось, что мы в прошлый раз мало заработали, потому что надо было быть агрессивнее в продажах, быстрее, нанимать водителей, не выбирать елку, а брать любую. Но нам нравилось быть классными: все испытывали дичайшую романтику от процесса. Ты уставший, в тебе нет сил, весь пахнешь смолой, зимнюю куртку можно выкидывать, потому что в жизни ее не отстираешь, руки в конце сезона просто красные с черным от этих иголок. Но ты почему-то такой довольный, потому что столько людей порадовал. Катаешься по зимней Москве, в 6 утра обнаруживаешь, что кто-то заказал елку в Раменское — пьешь кофе, снег кружит… И если в первый год у нас было 150 заказов, то во второй — уже 270. Дальше мы расширяли команду, и на третий год у нас появился шестой человек, потом седьмой. И теперь 150 заказов у нас приходится только на первые пару дней ноября.
За все эти годы мы добавили только два товара. Начинали с классических елей, которые есть везде — русская елка, русская сосна и пихта. С годами мы решили добавить в ассортимент пихту Фразера — она достаточно популярна. И мы стали трендсеттерами в елочном лапнике — им никто не торговал до нас. Мы его начали красиво заворачивать в крафт, добавлять к нему гирлянду, всем рассказывать, какой он классный. Поставщики и фермеры между собой говорят, что «Господин Елкин» — это те люди, которые дали лапнику жизнь на российском рынке. И мы его поставляем в «Самокат» и «Яндекс Лавку».
«Господин Елкин» масштабировался, когда мы начали работать с «Самокатом» — это был первый крупный B2B-контракт, когда мы начали поставлять им деревья и лапники. А следующий рывок — год, когда мы запустились в Петербурге. И сейчас есть полноценная розница в Питере. Это тоже крупный шаг.
Несмотря на масштабирование бизнеса, «Господин Елкин» — это по-прежнему очень крутое романтическое новогоднее путешествие. Мы не делаем из него бизнес в классическом понимании. Более того, я скажу, что у всех партнеров сейчас нет даже никаких других бизнесов — все наемные сотрудники на своих работах и раз в год собираются делать «Господина Елкина». Я, например, работаю в IT в маркетинге и живу сейчас в Берлине, приезжаю в Россию на сезон. Редко когда получается заработать больше пары миллионов рублей на человека, чаще меньше.
Несколько лет подряд после развозки елок мы с друзьями собирались у нашего друга Сережи на даче в Тверской области. И почему-то это обладало невероятной магией и силой — такой эффект детского лагеря. Когда ты первый раз едешь в детский лагерь, тебе классно и круто, все очень нравится, перед второй поездкой ты в предвкушениях того же, но того же не происходит — все было неповторимо. А тут каждый год было лучше. И это удивительно. После сезона «Господина Елкина» я приезжал на эту дачу вообще никакой. В два часа ночи все уже нежно спят. На кухне сидит наш общий друг Паша — у него зажжены свечи, и он ждет меня с холодной бутылкой водки и с красной икрой и выдыхает: «Я тебя дождался». Мы делали три вида оливье, потому что моя жена не ест мясо, а еще у нас есть друзья, которые едят только курицу. В итоге у нас салаты с говядиной, с рыбой и с кукурузой. Моя жена дарит всем билеты на новогодний розыгрыш в «Русском лото», и 1 января мы его смотрим, а потом включаем старые фильмы — «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки» или сериал «Бригада». Смотрим все залпом и едим этот оливье из трех плошек.
Фото: из личного архива Вадима Черникова
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru