Почему вы должны меня знать: основатель музея «Конь в пальто» Глеб Городянкин
Я родился в Риге в 1979 году, где прошло мое раннее детство. Потом не раз возвращался в столицу Латвии к бабушке и дедушке.
В школу пошел в Москве. Год учился в Америке, вслед за этим в Москве окончил Финансовую академию, факультет международных экономических отношений. Какие-то курсы, тренинги, дополнительное образование, пожалуй, и все. Дальше начал работать в разных компаниях, российских и западных.
В Москве довелось пожить в разных местах: на Новослободской, Смоленской, Чистых прудах, Новокузнецкой. Последнее время в Москве бываю все реже. Во время пандемии мы всей семьей переместились в Переславль, потом в Ярославль, ставший для нас здоровой альтернативой Москве. Некоторые из детей, а их у нас с женой, журналистом Ольгой Яговой, пятеро, теперь ходят там в школу.
Помимо работы есть вещи, связанные с глубоко осмысленным интересом, которые только как хобби уже не воспринимаю.
Идея создания музея, посвященного истории крестьянского быта, зрела давно. Ее ростки появились, когда в моих руках оказалось несколько предметов крестьянского костюма с определенной магией — фрагмент каргопольского кокошника, золотая нить, жемчуг — устоять перед которой трудно было. Пришло понимание, что вещи эти уникальные, имеющиеся далеко не во всех государственных музеях.
Начала формироваться небольшая коллекция, количество предметов росло, шла работа с архивами, копился багаж знаний. Одновременно расширялась карта путешествий и экспедиций: я объездил почти всю европейскую часть России, от Архангельска и Вологды до Белгорода, Курска и Воронежа.
Однажды приехал в Переславль. Вышел на берег Плещеева озера, увидел песочек, сосны и понял: вернусь. Фантастический город, где жизнь человека соразмерна окружающему пространству. Познакомился с членами местного музейного сообщества и решил: Переславль — подходящее место для открытия еще одного частного музея.
В начале 2000-х на бывшем пустыре в центре города, где когда-то находилась свалка, осознанно купил участок земли для строительства дома, соответствующего месту, исторически достоверного, демонстрирующего мои эстетические представления о реконструкции каменных палат XVII века. Было бы не совсем правильно, как мне кажется, в городской черте строить деревенский дом, равно как и встраивать современный объем в среду исторического поселения. Подобие монастырских келейных корпусов вполне имело право на существование в Переславле.
Полгода с рулеткой в руках кропотливо изучал сохранившиеся в Подмосковье постройки XVI–XVII веков. Сообразуясь с лучшими образцами русского зодчества, отрисовывал фасады, форму кровли, карнизов, формировал организацию внутреннего пространства. Стремясь минимизировать отступление от оригинала, заказал реставрационный кирпич. С инженерной частью помогало профессиональное архитектурное бюро. С учетом моих запросов, а я педант, стройка обернулась делом небыстрым.
В результате новый дом стал не только музеем, но и жилищем нашей семьи.
Улица Конная, где находится наш музей, примыкает к Народной площади, ранее называемой Торговой. Здесь устраивались ярмарки, базары. Улица была продолжением площади. Тут как раз шла торговля лошадьми, конной упряжью.
Несмотря на многовековую историю христианства, изжить на Руси язычество целиком так и не удалось. Для крестьян конь оставался одним из символов солнца. Музею мы дали название «Конь в пальто», возможно, смешное, но притягивающее. Конь для нас особенно важен как один из ключевых символов языческих культур. В мае 2017 года мы открылись.
В музее достаточно беспристрастно рассказываем о серьезных вещах, предполагающий новый взгляд на историческое наследие. Для современных горожан тема крестьянского искусства, как мне кажется, абсолютно нераскрыта, хотя его предметы представлены в Историческом, Этнографическом музеях, Музее декоративно-прикладного искусства.
С помощью мультимедиа и экскурсий предлагаем взглянуть на крестьянское искусство как на самобытное явление, часть общемировой истории и культуры, и, самое главное, изменить представление современников, особенно городских жителей, о русском крестьянстве как забитом бесправном сословии. В музее «Конь в пальто» выстроенная концепция, хорошие фонды. Получасовая экскурсия дает материал достаточно концентрированно. Не предлагая посетителю какую-то догму или безальтернативную историю крестьянского искусства, открываем поле для дискуссии.
Стремимся побороть стереотипы, вызвать желание разобраться в теме поподробнее, задуматься о том, например, как народный орнамент нашел место в мировом дизайне, как вековые традиции трансформируются и существуют в современности. Мне кажется, с нашим проектом это удается.
Чучела медведя на входе нет, такой роскошью не обзавелись, зато в экспозиции есть редкие элементы текстиля, вышивки, головные уборы, достаточно богатая коллекция прялок, причем атрибутированных, от региона происхождения вплоть до села и даже улицы.
В начале мая запускаем вторую часть истории — «Конь в пальто. Музей и постой». Гости теперь получат возможность немножко поиграть в жизнь в музее. Готово несколько уютных меблированных пространств, где предметы крестьянского быта интегрируются в современный интерьер.
Далеко не все понимают, что все это релевантно, возможно к использованию в сегодняшней жизни. Это четыре меблированные комнаты, плюс общая зона с включением старинных элементов текстиля, металла, керамики, работы по дереву. Все оборудовано по последнему слову, максимально комфортно, по-домашнему. Формат, на мой взгляд, достаточно уникальный. Здесь можно погрузиться в себя, обрести покой.
Крестьянские домики Русского Севера надо спасать! Из наших новых проектов — восстановление избы в почти пустующей деревне на границе Костромской и Ярославской областей, чья площадь с учетом двора, составляющая 650 кв. м, опровергает представление о том, что крестьянский дом — ветхая лачуга с крышей в два ската.
Фото: из личного архива Глеба Городянкина
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.