Почему вы должны меня знать: основатель ретростудии «ФотоКабинетъ» Сергей Богданов
Родился я в сентябре 1963 года в Москве. В пятом классе заинтересовался морской биологией, ходил в кружок Дворца пионеров, зачитывался книгами Кусто, Диоле, Подражанского, Тюрина. Мечтал стать исследователем Мирового океана, даже построил маленький подводный домик и испытал его на Черном море.
В восьмом классе первый раз взял в руки фотоаппарат, «Смену-8М», и после занятий ездил по городу, фотографировал. А по вечерам запирался в ванной комнате нашей коммунальной квартиры с увеличителем и красной лампой — печатать фотографии.
После школы пытался поступить на биофак МГУ, неудачно. Начал работать на заводе «Красный пролетарий» учеником слесаря механосборочных работ. Получил разряд, но понял, что это не мое, перешел в Московский городской туристский клуб инструктором по горному туризму. Затем армия и попадание в военный госпиталь.
Фотографией продолжал активно заниматься, у меня уже были «Зенит» и «Любитель», в госпитале я снимал врачей, пациентов, операции. Даже негласно ездил в самоволки домой — печатать фотографии. Начальство знало, но молчало. После армии, поступив в Ленинградский институт киноинженеров, я уже считал себя фотографом и стал искать подходящую работу. По совету знакомого устроился формально младшим научным сотрудником, а по факту — фотографом-оператором комплекса фоторегистрации в Институт космических исследований (ИКИ).
В марте 1986 года я принимал первые изображения кометы Галлея, сделанные нашими спутниками в рамках программы «Венера-Галлей». Работая в ИКИ, выкраивал время для сотрудничества с журналами и издательствами, ездил на редакционные задания, объездил множество областей Центральной России, делая иллюстрации для книг издательства «Современник». Ушел из ИКИ, решив, что смогу жить на заказах на съемку.
В 1990 году окончил курсы по фоторепортажу при Фотохронике ТАСС. А в 1995 году мы с женой неожиданно для самих себя купили яхту, и я погрузился в учебу в яхтенной школе, получив в итоге диплом яхтенного капитана. Я понял, что парусный спорт, да и яхтинг вообще у нас никто не снимает. И стал, возможно, первым специализированным яхтенным фотографом.
Снимал в России и за рубежом регаты, экспедиции, яхтенные походы и закономерно попал в экипаж российской яхты «Косатка» на кругосветную парусную гонку Volvo Ocean Race 2008–2009. В качестве бортового журналиста — Media Crew Member. К сожалению, проекту не случилось дойти до финиша — стартовав в Аликанте, в Сингапуре мы вышли из гонки. Но поскольку финиш всей регаты был намечен в Санкт-Петербурге, последний этап, от Стокгольма до Питера, «Косатка» прошла вне зачета и первой оказалась под разведенными мостами на Неве. А я вел репортаж с топа мачты…
В том же 2009 году на первой в России премии «Яхтсмен года» я победил в номинации «Золотой объектив». И продолжал снимать, снимать, снимать. К фотосъемкам добавились видеосъемка и монтаж коротких фильмов. Постепенно фотографов становилось все больше, а денег у организаторов — все меньше, да и устал я от постоянных выездов. И перестал снимать яхты.
Это было тяжелое время психологически и финансово. Чтобы как-то переломить ситуацию, достал с антресолей давно лежавший без дела деревянный фотоаппарат и решил снова поснимать для себя. Денег на пленку не было, снимал на фотобумагу, бумажный негатив, который потом контактно печатается в позитив.
И вот мы подходим к появлению проекта. В какой-то момент я задумался: а нет ли способа получать позитив сразу на той бумаге, на которую снимаешь? Раньше так проявлялись слайды, диапозитивы для просмотра через проектор. Сперва поиски в интернете технологий начала XX века давали сомнительные результаты, но в итоге все срослось. И, быстро собрав и доделав все необходимое для процесса оборудование, осенью 2016 года я поехал на Бородинское поле попытать счастье с нашей новой ретротехнологией. И у меня получилось!
В чем же особенность студии «ФотоКабинетъ»? Мы снимаем «по-настоящему» на фотобумагу, покрытую слоем светочувствительного серебра. Камеры, штативы, объективы — все это ретротехника, которой 60–100 лет, поэтому «рисунок» изображения отсылает к началу XX века. Фотография моментальная: 10–15 минут — и вы держите в руках готовый фотопортрет. Он существует в единственном, уникальном экземпляре, напечатать еще один такой же невозможно. Вдобавок к старинным объективам специальная химическая обработка придает приятный винтажный коричневый тон.
Фотосъемка в нашей студии — это целое шоу, которое начинается с выбора подходящего образа, одежды и аксессуаров, самого процесса, когда модель несколько минут сидит в одной позе не двигаясь, крышка объектива открывается, «птичка вылетает»… И заканчивается магическим моментом химической обработки, при которой изображение на бумаге — негатив — исчезает, а в следующем растворе на глазах зрителей появляется уже в виде позитива. Вау-эффект обеспечен!
Вот, например, такая история. На фестивале «Мосвинтаж» в Музее Москвы, где мы регулярно работаем, сфотографировалась пара. Получились хорошо, атмосферно. Через несколько месяцев меня находит свадебное агентство. Выясняется, что у пары тогда было первое свидание — теперь на свадьбу они хотят того же фотографа. И на самой свадьбе снимок стоял в роскошной рамке в окружении цветов — молодожены всем гостям рассказывали, что с него все и началось.
Или немолодая пара из подмосковного города увидела в местной газете объявление о работе винтажного фотографа на все том же фестивале, приехала в столицу с этой газетой, показывая ее участникам мероприятия в поисках меня. Семейный портрет удался! Женщина, взяв в руки только что сделанный снимок, посмотрела на него, задумалась и сказала: «Это круче, чем на iPhone 13».
Самое главное — тот образ, который получается. В отличие от современной фотографии, когда можно сделать десятки дублей-вариантов, у меня в фотокабинете, да и у фотографов начала XX века в запасе всего один кадр. Это и есть самое интересное в проекте: постараться за несколько минут знакомства с моделью подобрать образ, выстроить сюжет, выставить свет и с одной попытки получить выдающуюся фотографию. Каждый кадр — это вызов: а сможешь сделать так, чтобы фото понравилось стильной девушке? Мальчику 8 лет? Семейной паре? Надменной крупногабаритной женщине в возрасте? Компании подростков? Китайскому юноше? У тебя 5 минут…
Чем ретрофотография отличается от современной? Ну, конечно же, свойствами объективов, качеством изображения, получаемого без увеличения. Но главное в том, что на ретрофотографии человек более естествен. Поясню. Современная техника фотографирует с выдержкой (временем между открытием и закрытием затвора), скажем, от 1/30 до 1/1000 секунды. При этом мимические мышцы на лице все время немного меняют его выражение — в итоге при такой короткой выдержке мы получаем не образ, а мгновенно схваченный камерой «слепок» лица. В старых фотопроцессах выдержка начинается от секунд — может быть и 3, и 5 секунд. За это время все подвижки мимических мышц нивелируются — портрет более реалистичен. Да, и даже моргать при съемке можно…
Зачастую посетители нашей студии фотографируются в своей одежде — это сочетание винтажной фотографии и современной одежды смотрится как некое слияние двух культур, неожиданно и интересно. А уж если прекрасная половина хочет войти в образ, у нас есть набор платьев, корсетов, шляпок и бижутерии. После джинсов и худи можно затянуть корсет и поправить вуаль на шляпке!
В начале проекта сложности были во всем: какую фотобумагу использовать, как и чем ее наилучшим образом проявлять, каким светом пользоваться, даже такой момент, как сделать так, чтобы фотобумага не выпадала из кассет (кассеты, как мы помним, антикварные, на фотобумагу не рассчитанные) — технические проблемы удалось решить далеко не сразу.
Самое приятное в моей работе — поймать момент, взгляд, ракурс, увидеть, как в растворе появляется именно то изображение, которое хотел получить, и отдать клиенту уникальный портрет в образе и стилистике другой эпохи. Подарить каждому путешествие на своеобразной машине времени.
В перспективе наравне с развитием проекта с фотосъемкой есть желание и идеи открыть в Москве арт-пространство — фотографический музей-лабораторию с экспозицией классической фототехники, лабораторией фотографических процессов, лекторием и выставочным залом, где можно будет узнать о способах и методах съемки и печати в традиционных технологиях, посетить мастер-классы по художественной печати фотографий, а в лаборатории напечатать свои фотографии.
Фото: из личного архива Сергея Богданова
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.