, 3 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель сервиса «Чердак» Мердан Дурдымурадов

Дело было в начале 2018 года. Мы с моим товарищем работали в разных компаниях «около еды», и так случилось, что мы практически одновременно решили уволиться и чем-то заняться вместе.

Мы оценили ситуацию на рынке и решили, что мы хорошо умеем делать сервисы, ориентированные на грамотную коммуникацию, и можем делать IT- и digital-продукты. Мы начали искать нишу, где могли бы применить эти навыки.

Хранение вещей — это не самый большой бизнес, это не еда и не такси. Но именно для хранения Москва — очень хорошая локация. Здесь сошлось много факторов: высокая стоимость жилья, есть тенденция к небольшим квартирам, здесь люди зарабатывают и могут себе позволить покупать вещи, которые потом захотят хранить и оплачивать эти дополнительные услуги. Если взять в среднем, то за 1 кубометр вещей мы берем чуть больше 1000 рублей, то есть 1100–1200 рублей в зависимости от тарифов.

Рынок хранения лучше всего развит в Штатах — это совсем другая история, там не надо объяснять людям, что это такое и зачем. На каждого гражданина США построен 1 кв. метр self-storage, включая младенцев и стариков, из каждого окна видно локации, куда можно прийти и сдать вещи на хранение. Это в основном ячейки с ключами: пришел, открыл, положил и ушел. Самый спокойный, понятный и безопасный бизнес. Это огромные инвестиции в самом начале, потом низкие операционные расходы, долго окупаемый бизнес, но очень устойчивый. У нас не было столько денег, так что наша бизнес-модель без больших вложений с начала.

С запуска проекта мы как будто успели пожить в трех разных странах, не выезжая за пределы Москвы. В 2018 году можно было относительно легко поднять венчурные инвестиции, мы действовали по абсолютно классической венчурной модели, рисовали презентации, финансовые модели, ходили презентовали это сотням инвесторов, и были времена, когда находилось много людей, которые хотели бы вложиться в подобного рода проекты. Мы получали инвестиции, тестировали гипотезы, быстро росли.

Если говорить про подобную бизнес-модель, то мы были первыми и, соответственно, большую часть прыжков в неизвестность взяли на себя, и большая часть продуктовых решений, которая есть у конкурентов, была позаимствована у нас. Сейчас мы отличаемся своей устойчивостью, и мы единственная компания, которая зарабатывает деньги — этого мы достигли за счет масштаба. Мы единственные, у кого есть собственный парк брендированных автомобилей. Это позволяет делать на одну перекладку вещей меньше до того момента, пока они доедут до склада, чтобы меньше повреждать их, есть больше возможностей на складе. Мы можем арендовать огромное помещение и можем делать больше дроблений, больше разных зон. На сегодняшний момент на складе мы храним вещи больше 5 тыс. клиентов.

Наверное, один из самых сложных нюансов в нашей компании — это люди и их обучение. Это отнимает много сил — физических, моральных — и финансовых ресурсов, но здесь ничего не поделать, это кропотливая работа. Есть памятки, есть материалы, есть люди, которые проводят тренинги. Есть тренинги по общению и коммуникации: рассказываем про вежливость и базовые личные границы, а также учим упаковывать, перевозить, рассказываем, как сделать так, чтобы не повредить свое здоровье, как поднимать тяжелые вещи и как упаковать так, чтобы это хранилось год.

Мы заметили интересную закономерность: каждый раз с 2018 года, когда происходят форс-мажоры, на нас это сказывается положительно. Сначала была пандемия и полная неизвестность непонятно на какой срок. И вдруг люди начали массово сдавать вещи: оказалось, что многие съезжают из съемных квартир в загородные дома, а кто-то, наоборот, стал больше времени проводить в квартире, поэтому освободил пространство. Потом компании начали перестраиваться и отказываться от больших офисов, а лишние рабочие места сдавать нам на склад.

На волнах миграции мы заметили, что массовое движение людей на нас очень хорошо сказывается. Большой плюс: все, что мы делаем, можно контролировать удаленно, соответственно люди, сдавая всю свою квартиру к нам на «Чердак», получают оцифровку всего в приложении и могут вернуть какую-то часть вещей или отвезти на дачу к родителям, ненужный диван продать на «Авито». Для этого не нужно приезжать в какую-то локацию с ключиком — все оцифровано, всем хранением управляем мы, все, что клиент попросит, мы с его вещами можем сделать. Мы стараемся не отказывать клиенту ни в каких просьбах.

Фото: Александр Лепёшкин