Почему вы должны меня знать: основатель сервиса по оспариванию автоштрафов «РосЖалоба» Артем Баскаков
Мне 38 лет, я москвич, окончил Финансовую академию по специальности «финансовый кредит в области страхования», а сегодня я запустил стартап по оспариванию автомобильных штрафов.
Все мои однокурсники стремились устроиться на работу аудиторами в «большой четверке» — Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG. Но я решил идти в российскую аудиторскую компанию — «Росэкспертизу», где и проработал аудитором страховых компаний несколько лет.
Это был классный опыт, я ездил по всей России, днем делал аудит филиалов страховых компаний, проверял их отчетность и искал несоответствия и ошибки, а после работы изучал архитектуру, ходил в музеи, театры.
В какой-то момент мне предложили перейти в медицинскую страховую компанию заниматься развитием добровольного медицинского страхования, и полтора года я был связан с медициной, но потом ушел в компанию «Ваш страховой брокер», где возглавил финансовый блок.
Кстати, когда страховой агент настойчиво вам предлагает какую-то конкретную компанию, вполне возможно, что у него именно в этой компании агентские чуть выше.
Со временем мне все меньше нравилось быть наемным работником, поэтому, когда появилась возможность стать поставщиком продуктов питания для федеральных ритейлеров, я кардинально поменял сферу деятельности и вместе с партнерами основал свою небольшую фирму. В 2011 году мы прошли аккредитацию и стали торговать продовольственными товарами, закупая их напрямую у фермеров и производителей.
Понятно, что на создание компании нужны были инвестиции, я тогда не знал, что для стартапов существует правило трех F — Family, Fools & Friends, поэтому деньги вложили свои и друзей.
Работали много, тяжело, практически на износ. Это были времена, когда поставщик сам организовывал доставку и нес ответственность за качество, поэтому у нас были свои представители на погрузках в распределительных центрах, чтобы можно было управлять этим риском. Сейчас федеральные сети, чтобы контролировать процесс, сами делегируют представителей, которые и отвечают за конечное качество товара. Проработав в адском режиме полтора года, мы переключились на доставку картофеля для сети закусочных «Крошка-картошка». В определенный период удельный вес нашей продукции в сети достигал 30%. Кстати, не надо бояться огромной картошки, она не генно-модифицированная, а такая же, как и любая другая, просто непосредственно в фасовочных цехах, часто вручную, отбираются самые крупные клубни.
Со временем мы с партнером запустили новое направление — оптовые продажи рыбных консервов — под собственной торговой маркой «Хорошо морепродукты». И только поставили все на рельсы, как случились Крым 2014 года и санкции, а бизнес напрямую зависел от прибалтийской продукции и валютного курса. Пришлось срочно переключаться на российских поставщиков, которые по качеству на тот момент отставали.
И вот в какой-то момент я понял, что все, у меня наступило выгорание и надо менять сферу деятельности. Параллельно в Москве начала развиваться история с автоматическими штрафами от МАДИ, ЦОДД и АМПП (администратор парковочного пространства в Москве), я их тоже получал и удивлялся, почему, так как вроде и правила не нарушал, и парковку оплачивал.
Как-то раз, получив пять штрафов АМПП/МАДИ, я решил их оспорить. Но каково было мое удивление, что, несмотря на свой огромный аудиторский и страховой опыт работы с документами, я смог успешно обжаловать только один штраф. А попав на судебное заседание, и вовсе почувствовал себя неопытным мальчишкой, на которого всем наплевать, даже если налицо очевидная несправедливость. На фотоматериалах, на основании которых выписан штраф, был снят один автомобиль, а у меня в собственности — другой. Этого факта оказалось недостаточно даже в суде.
Меня удивило и то, что презумпция невиновности по штрафам с камер отсутствует, то есть именно собственник/водитель авто должен доказывать свою невиновность, а не органы, выписавшие штраф, доказывают, что он нарушитель.
Многие автовладельцы живут в заблуждении, что незаконный штраф сам себя отменит, и не стоит забывать: если вы просрочили срок, данный на обжалование (десять суток с момента получения штрафа), то суд жалобу может уже и не принять, даже если правда на вашей стороне.
В тот момент, а был уже 2019 год, я понял, что эта ниша рынка свободна. Я стал изучать вопрос, искать юристов, пытался разобраться в документах и судебной практике и пошел учиться в GeekBrains, так как стало очевидно, что для создания успешного продукта нужны стандарты и методологии цифровой среды.
Сколько автоштрафов собирают в Москве, мы не знаем, хотя это важнейший показатель, по которому считается емкость рынка. Но, к сожалению, город перестал публиковать эту информацию. Последние данные за 2019 год показывают, что только от платных парковок (без конкретизации доли штрафов) столица получила порядка 20 млрд рублей. Это бюджет Екатеринбурга.
И вот наступил момент, когда я решил, что готов создать сервис, который бы помог автомобилистам отстаивать их законные права. Так в начале 2021 года появился прототип сервиса по обжалованию автомобильных штрафов (под брендом «РосЖалоба»). Цель была сделать сервис, который бы помогал автомобилистам восстанавливать юридическую справедливость по незаконным штрафам. И у нас получилось.
Сегодня «РосЖалоба» снабжает клиента комплектом документов, с которыми у него максимальный шанс на успех, при этом жалоба составляется таким образом, что не надо ходить на судебные заседания. Помимо этого мы делаем так, чтобы ведомство, выписавшее штраф, было в курсе, что штраф обжалуется, и у него нет оснований для принудительного взыскания штрафа, в случае если рассмотрение жалобы в суде затянется на несколько месяцев.
Самые частые причины, из-за которых автомобилисты Москвы получают штрафы и которые мы успешно оспариваем, это ошибка в госномере при оплате парковки, незначительная задержка в оплате парковки (сейчас дают всего 5 минут на оплату), неверно указана парковочная зона при оплате парковки, парковка на газоне, который таковым не является, оплаченная парковка на инвалидном месте или для грузовых авто (при условии, что машину не эвакуировали), инвалидное авто, которое припарковали на обычном месте, на фотоматериалах автомобиль, не имеющий отношения к лицу, привлекаемому к ответственности.
Я всем автомобилистам настоятельно рекомендую подключить получение электронных заказных писем, чтобы оперативно получать входящую корреспонденцию от госорганов. Копия постановления — основополагающий документ, присылается в бумажном виде по «Почте России» или при подключении подписки на электронные заказные письма, все копии постановлений будут приходить в личный кабинет на «Госуслугах».
Также, если вдруг вы по техническим причинам не можете оплатить парковку (через приложение, терминал, СМС), остановились под запрещающим знаком из-за поломки авто, или госавтоинспектор остановил вас в неположенном месте, или из-за ремонта дороги демонтированы дорожные знаки, а рядом камера работает, соберите доказательства: фото, видео, скриншоты неработающих сервисов и т. п. Это может очень помочь в суде.
В «РосЖалобе» мы используем продвинутые инструменты и пытаемся обучить систему, чтобы она все делала автоматически, но главная цель — сделать AI-помощника по ПДД-штрафам с камер — еще впереди. Я хочу, чтобы в различных сервисах по оплате штрафов (а их уже много существует) и банковских приложениях рядом с кнопкой «оплатить» появилась кнопка «обжаловать».
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru.
Фото: Дима Жаров