, 6 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель выездного устричного бара Oyster&Rawbar Дмитрий Шенгерский

Я родился в Москве. Мое детство прошло в районе Марьиной Рощи. Главным человеком тогда для меня был дед: он меня воспитал и многому научил, заложил основополагающие понятия. И о мужских поступках тоже.

В детстве я много занимался спортом. До сих пор люблю футбол. А еще были борьба и бокс, легкая атлетика, скалолазание и много разного другого. Увлекался турпоходами. Раньше, например, мы проходили маршрут по Кавказу за семь-девять дней. А сегодня этот же маршрут можно пройти за два-три дня или на велосипеде преодолеть за один световой день. Инфраструктура развилась так, что не узнать. Все собираюсь повторить наши маршруты. Интересно. Сейчас увлекаюсь сноубордом — это хороший отдых для меня, просто кайф.

По первой профессии я юрист, сначала окончил Московский юридический колледж, потом институт статистики и информатики. Это был 2002 год. Учился и параллельно работал юрисконсультом в Фонде поддержки малого предпринимательства — дочерней структуре Министерства антимонопольной политики. Было очень интересно, мы активно взаимодействовали и внутри фонда, и с другими организациями. Отличная практика. А с 2005 года стал заниматься бизнесом: захотелось своего дела и экономической свободы. В этот момент мой друг позвал меня в отдел продаж компании по поставкам и продаже рыбы и морепродуктов. У этой фирмы в том числе были и эксклюзивные контракты. Например, по продаже дикой семги из Гвинеи. В начале 2000-х годов спрос был очень большой. Бизнес активно развивался. Компании с удовольствием покупали все редкое и особенное. В основном мы сотрудничали с ресторанами. А ресторанный бизнес довольно привлекательный: ты общаешься с шеф-поварами, авторами концепций, владельцами. Люди очень интересные.

Позже я сам запустил несколько ресторанных проектов. Какие-то ничем не закончились, какие-то переформатировались, были проданы доли в бизнесе. Общепит в Москве, по моим наблюдениям, живет около трех-четырех лет, иногда больше. Рестораны, которым сейчас 20 лет, можно пересчитать по пальцам.

Накопив опыт, в 2009 году я решил создать собственную компанию по дистрибуции рыбы и морепродуктов под названием «Рыбная Торговая Компания Наутилус». Со временем компания стала довольно известной, мы работаем со всеми лучшими ресторанами России. У нас крупные филиалы в Сочи, Краснодаре, Казани, Самаре, Тюмени, Новосибирске. С Красноярском работаем напрямую из Москвы. Доставляем свежую рыбу самолетами. Сотрудничаем практически со всеми городами-миллионниками. Импортируем рыбу и морепродукты из Японии, Марокко, Южной Кореи, Шри-Ланки, Турции, с Фарерских островов и даже из Новой Зеландии. Скупаем много морепродуктов на внутреннем рынке — из районов Баренцева и Черного морей, с Дальнего Востока. Всего в ассортименте порядка 150 наименований рыбы, морепродуктов, ракообразных, мидий, устриц, ракушек.

Сегодня безусловные лидеры импортной рыбы — охлажденный сибас, дорада и семга. А еще тунец. Вообще профессионалы считают, что в будущем люди будут есть только два вида рыбы: тунца и лосося и в основном искусственно выращенных. Сейчас мы завозим много тунца, причем довольно крупных рыб весом в районе 60–70 кг из Шри-Ланки. Дали тунцу большой ход. Сильно раскрутили на рынке.

Из наших отечественных пород сейчас в продаже лидируют рыбы Севера, привезенные из Мурманска, из района Баренцева моря. Это палтус, треска, зубатка, пикша, сайра — дикая и вкусная рыба хорошего качества. На Дальнем Востоке сезон вылова строго ограничен природными условиями. Лососевые, черная треска, краб, икра, морепродукты великолепные. Через нас в том числе крупные компании-производители продвигают свою продукцию. Например, аргентинские креветки компании Moreodor вы можете увидеть в каждом магазине. Это наша заслуга. Качество продукции очень хорошее.

Позже мы придумали и создали сообщество «Рыбное место». Оно объединило и профессионалов, и любителей, всех, кто любит морепродукты, рыбу, сыроедов, кто разбирается в рыбе, умеет ее приготовить, может поделиться информацией об этом в соцсетях.

Но не все идет гладко, конечно.

Первый кризис, который я почувствовал на себе и на своем деле, был кризис ипотечного кредитования 2010 года. Тогда резко снизилась покупательская способность. А потом, в 2014 году, начался период контрсанкций по поставкам продукции мясорыбопереработки из стран Евросоюза, Канады и США. Компания поставляла много продукции оттуда, в том числе самой вкусной рыбы из Греции, Франции, Испании. Все это пришлось приостановить. И вот тогда я потерял все. В это время я, 30-летний парень, оказался должен огромные суммы поставщикам, нужно срочно было искать новых партнеров, организовывать поставки из других стран. А еще надо было сохранить коллектив, для этого пришлось интегрироваться в более крупную компанию и выполнять их заказы на доставку более дешевой рыбы, параллельно работая над своим, новым, импортом из других стран. Вот тогда-то мы подключили Индонезию, Марокко, Японию, Новую Зеландию. Удалось. Смогли сделать поставки качественными и в срок. Так мы вышли из кризиса, отдали все долги, сохранили команду, и сегодня бизнес живет. Благодаря такому опыту все следующие кризисы мы проходим, можно сказать, с улыбкой.

Закалила нас и пандемия. В это время мы перестроили свой бизнес, организовали работу по сменам, пересмотрели прайс, в больших количествах стали делать поставки частным покупателям. В общем, пережили тот год достойно.

Вся ответственность за бизнес на мне. И часто так бывает: сначала все несу домой, потом, грубо говоря, все из дома выношу. По жизни я не транжира, так что смог и сэкономить, и разумно потратить. Часто придерживаю деньги и пускаю их в дело. Семья к этому относится с пониманием.

Сегодня мне 39 лет, моя жена работает вместе со мной, у нас две очаровательные дочки, собаки. Я много работаю, но отдыхать мы всегда ездим вместе. В полноценный отпуск я стал ездить года с 2016-го, уже тогда, когда мы восстановились после кризиса. Когда путешествую или по Москве бегаю, всегда на связи: и ноутбук, и телефон беру с собой.

Москву я знаю хорошо. Часто предпочитаю общественный транспорт автомобилю. Пользуюсь каршерингом, да и на самокате могу проехаться. Езжу без навигатора. Прекрасно понимаю, как изменился общественный транспорт. Например, если надо проехать от Китай-города до Митино, с удовольствием сяду в электробус и в дороге поработаю на ноутбуке. Общественный транспорт сейчас один из самых быстрых способов передвижения по Москве. Может, даже быстрее, чем такси. Великолепно.

Никогда не вкладываюсь в рекламу, создаю проекты, которые приносят известность компании. Мой первый фудкорт открытого типа был на Даниловском рынке. Назывался Fishbazaar. Очень успешный. Был создан в правильном месте в правильное время. Принес хороший доход и повлиял на развитие компании в целом. Или, например, Oyster&Rawbar — выездной устричный бар. Заказывая такую услугу, первым делом у нас спрашивают, откуда устрицы. Мы отвечаем, что сами импортеры — ТРК «Наутилус». Это и есть реклама. Кому-то название ничего не скажет, а кто-то передаст информацию друзьям, у которых свой ресторан. Так и работает сарафанное радио.

В декабре 2021 года мы провели первый российский устричный фестиваль «Наутилус Oysterfest», на котором собрались любители устриц, профессионалы. На этом фестивале провели чемпионат среди специалистов по открыванию устриц. На профессиональном сленге — чемпионат открывашек. Англичане называют таких специалистов shucker, французы — ecailler. В июне этого года организовали еще один такой фестиваль, на этот раз в Новороссийске. Кубок Юга. Мы вообще-то и не собирались делать второй фестиваль, но был запрос, и мы повторили. К тому же подобные мероприятия способствуют культуре потребления устриц. Эта культура зародилась на северо-западе Европы. Много веков этим традициям во Франции, в Нормандии, Бретани. Устрицы — любовь всего французского народа, и этот бизнес там очень контролируется. Высокая культура потребления живых устриц в Голландии, Бельгии. А вот в Японии и Южной Корее, например, такого нет. В Японии часто подают устриц в обработанном виде: их бланшируют, обдают паром, делают супы. То же самое в Корее. И когда в 2014 году мы завезли устриц из Южной Кореи, то трудно было отработать верную и качественную поставку. Не все понимают, что каждая устрица из любой точки мира особенная — со своей водой, с набором своих минеральных веществ, со своей структурой. По большому счету неправильно содержать устриц в аквариумах, как это делают в некоторых ресторанах. Устрицы подаются необработанными, а мы не знаем, какая микробиология в аквариуме. А вот мидиям, крабам, омарам, ракообразным можно находиться в аквариумах, потому что их подают в горячем виде.

Устрица сама по себе природный фильтр воды, который ее окружает. Маленькая устричка в сутки фильтрует через себя 40 литров воды. Устрицами большей частью травятся не из-за белкового отравления, а потому что в воде, в которой находилась устрица, есть инфекция. Инфекция, которую содержала вода. С глобальным потеплением это сейчас очень актуально. Для устриц повышение температуры воды за год на три градуса уже проблема. Каков же выход? Разводить устриц на фермах. И в нашей стране это тоже возможно. Хорошая экология для этого у нас в Приморье. Это, пожалуй, единственное место в России, где можно разводить фермерских устриц.

Сегодня мы крупнейшие устричники в России, начали заниматься этим бизнесом еще в досанкционный период. Чтим традиции. Например, кто еще помнит, что устрицы должны поставляться в красивых деревянных коробочках…  Сейчас требует развития культура потребления устриц, этому способствуют устричные сомелье, я им являюсь тоже.

Проекту Oyster&Rawbar уже восемь лет, столько же интернет-магазину «Вкусотека». Интернет-магазин хорошо развивается, и, может быть, в будущем мы соединим его с сервисом по доставке готовой еды и превратим все это в новый сайт услуг. Есть желание в перспективе сделать некий seafood-кейтеринг, то есть выездной ресторан с расширенным меню рыбы и морепродуктов. Почему бы и нет. Тем более что я сам импортер. Вполне конкурентно. Дальше есть желание открыть ресторан с доставкой еды, готовой продукции. Думаю, в ближайшие полгода запущу. Вот такие планы.

Ко всем своим проектам интерес у меня не пропадает. Просто всегда хочется совершенствовать свой бизнес, создавать еще большую красоту.

Фото: Александр Лепёшкин