Почему вы должны меня знать: основательница Granola Lab Елена Наумова
Я родилась в маленьком сибирском городке, название которого, скорее всего, мало кто знает. Это город Ачинск. От него примерно два часа до Красноярска, куда я и переехала, когда поступила в Сибирский федеральный университет на факультет филологии и журналистики. В дипломе у меня написано, что я учитель русского языка и литературы, хотя я ни дня не работала учителем. На втором курсе университета я попала на стажировку на телевидение, там и осталась корреспондентом. Никогда не думала, что мой путь сложится иначе и я стану предпринимателем.
В Москве я оказалась после окончания университета, хотела работать на федеральных каналах. Делала новости о науке и технологиях, это безумно классная работа, особенно для молодой девушки, которая только приехала в столицу. Моей специализацией всегда были медицина и космос, это мои самые любимые темы, поэтому я побывала, например, на операциях на сердце, которые проводил легендарный врач Лео Бокерия, в самых передовых клиниках. К сожалению, потом нашу программу закрыли, я перешла работать в обычные новости, а затем на другой канал, где мне предложили хорошие условия, но у меня не получилось найти общий язык с руководителем.
Я была уволена одним днем. Но в депрессии не сидела. Решила взять паузу, пошла на курсы вождения, записалась в кулинарную школу, о которой давно мечтала. Стала делать все то, на что мне никогда не хватало времени. Это было летом 2015 года, в Москве набирали популярность и очень развивались разные фестивали и маркеты. Проходил маркет местной еды с каким-то огромным количеством гостей, только-только появился «Ламбада маркет» с локальными марками. Началась история, когда московские потребители развернулись к местным производителям, им стало интересно, а что же делают, например, на соседней улице. Меня тоже захватила эта тема, мне очень нравилось покупать что-то локальное и необычное.
Однажды в одном австралийском блоге я вычитала рецепт гранолы. Я тогда увлекалась темой похудения, искала для себя разные рецепты, которые помогли бы мне составить адекватное меню. Приготовила пару раз гранолу по этому рецепту, и у меня в голове сложились две идеи. Есть маркеты и фестивали, интерес к местной еде, к локальным брендам и производителям. А с другой стороны, существует продукт, который мне нравится и его можно попробовать сделать самой. Тогда местных производителей гранолы, по-моему, не было вообще, мы стали такими передовиками. Я позвала свою ближайшую подругу, которая тоже была без работы, и мы с ней у меня дома готовили гранолу, а по выходным продавали.
Что такое гранола, никто толком не знал. Мы всем рассказывали, объясняли, обычно продавали вообще все, что успевали приготовить. Я начала готовить и по ночам, завела социальные сети, фотографировала гранолу для постов, нашла дизайнера, который сделал нам логотип. И поняла, что работаю даже больше, чем раньше, но это все равно воспринималось скорее как хобби. Мы запустились в конце июня, а в конце августа у меня уже был такой дедлайн, который я себе поставила. К началу осени я должна определиться: либо я ищу работу, либо двигаюсь дальше с Granola Lab. Нашу гранолу уже продавали в магазине на Даниловском рынке, у меня в голове сложилась какая-то стратегия развития — я решила попробовать.
Я открыла ИП, перенесла производство в совсем небольшую комнатку в районе Таганки, мы ее делили вместе с ребятами, которые запустили осетинские пироги на доставку, и наняла повара. И как только появился повар, который печет гранолу, у меня сразу же освободилось время, чтобы заниматься продвижением и развитием бренда. Я активнее стала вести социальные сети, ездить в разные магазины, предлагая нашу продукцию. Первый большой магазин, который нас взял и где мы до сих пор, кстати, продаемся, это «Джаганнат».
Основные рецептуры я придумала еще когда сама готовила гранолу дома, мы долго производили только их. Это четыре базовых вкуса гранолы: ягодная, шоколадно-дынная, ореховая и шелковичная. Затем запустили еще гречневую гранолу с пониженным содержанием глютена. Мы позиционируем гранолу как продукт, который отличается от мюсли, у нас даже была толстовка «Гранола — это не мюсли». Мы отстраиваемся от мюсли и про это много говорим. Например, в мюсли мало добавок, в основном только цукаты, а в граноле цельные орехи, сушеные ягоды без сахара, разные сублимированные фрукты, которые также сохраняют все свои полезные свойства. Плюс основная часть наших гранол без рафинированного сахара, в качестве подсластителей мы используем либо мед, либо сироп топинамбура.
Основная сложность возникла, когда мы переехали на территорию завода «Кристалл». У меня увеличилось количество сотрудников, на оборотные средства я купила оборудование. Ну и стало понятно, что производство нужно загружать, а продажи просто не успевают за мощностями. Я стала развивать производство. Тогда у нас появились контракты СТМ, то есть мы начали выпускать гранолу под собственной торговой маркой сетей. Мы сотрудничали со «ВкусВиллом», в 2020 году выиграли тендер в «Перекрестке» и стали поставлять гранолу под его брендом «Зеленая линия». На данном этапе 85% нашего сбыта — это как раз производство под СТМ. Мы делаем гранолу для «Перекрестка», для «Пятерочки», «Яндекс Лавки» и «Самоката», это наши основные клиенты. Под нашим брендом мы продаемся на маркетплейсах, в «Азбуке вкуса», в гипермаркете «Глобус» и в разных других магазинах. Пробуем работать на экспорт, у нас есть дистрибуторы в Казахстане и Беларуси. Интересен более дальний экспорт, сейчас мы делаем тестовую поставку в Эмираты. Мы покупаем новое оборудование, сейчас наши производственные мощности составляют порядка 40 тонн в месяц. Очень хочется, чтобы развивался наш собственный бренд, моя цель в следующем году — довести продажи Granola Lab до 50% от выручки. А еще недавно я стала мамой и история с развитием детской линейки приобрела для меня личный смысл.
Фото: из личного архива Елены Наумовой

