Почему вы должны меня знать: основательницы бренда напитков «Бовиль» Ирина Берташ и Юлия Нечаева
Ирина: В детстве я легко запоминала названия лекарств и их состав. Очень хотела стать фармацевтом, но в родной Туле не было вузов или колледжей этого профиля. Поэтому учиться пошла в Тульский государственный педагогический институт на химико-биологический факультет. После окончания поступила в аспирантуру, параллельно работала в лаборатории, исследовала краинский торф и содержание в нем бетулина — вещества, которое поддерживает иммунитет и борется с новообразованиями. В итоге я защитила кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском государственном технологическом университете по специальности «химия угля».
Юлия: Я окончила Российский экономический университет имени Плеханова. Долго работала в маркетинге в крупных международных компаниях. Меня все устраивало, но однажды сошлось несколько факторов. Во-первых, началась пандемия, а я не люблю удаленку. Во-вторых, у мамы возникла идея: «А почему бы нам не попробовать что-то свое?» Я не думала, что буду работать с семьей. Но мне хотелось, чтобы мама наконец стала видимой, у нее появился осязаемый продукт, результат ее деятельности. Мне очень хотелось помочь ей и семье в бизнесе и реализовать себя как самостоятельного специалиста.
Ирина: В апреле 2021 года мы выпустили первую бутылку воды. Путь к запуску производства был непростым. Нужен был офис, юридический адрес, регистрация в ФНС, необходимо было запатентовать торговый знак. Затем начались закупки. Стеклянные бутыли на 19 литров в России не производят, только в Италии и Китае. И мы отправились на итальянский завод.
Юлия: Это так красиво! Жидкое стекло меня просто заворожило!
Ирина: Уход в стекло начался с того, что захотелось быть экологичнее. Путешествуя по Шри-Ланке, во время экскурсии по реке среди мангровых зарослей, мы увидели кучи пластика. Выглядело это жутко и очень нас впечатлило. Мы стали предлагать большие стеклянные бутыли на 19 и 11 литров, чтобы сократить появление пластика в природе. Ведь в одной 19-литровой бутыли «помещается» 38 пластиковых по 0,5 литра.
Юлия: Нам иногда говорят, что мы якобы разливаем воду в гараже. Потому что крупное производство должно было бы полностью перестроить технологическую линию, а это затраты, а мелкое просто не вытянуло бы. Но у нас есть талантливый инженер, который изменил небольшую линию с маленькой производительностью. Разливать в гараже невозможно чисто физически: бутыль весит 7 килограммов, она высокая, при мытье моющим раствором становится скользкой и, соответственно, опасной.
Ирина: В Центральной России сложно найти вкусную природную воду. В итоге мы остановились на производстве в совхозе имени Ленина. Там вкусная вода, которая имеет щелочную среду. Содержание гидрокарбонатов, кальция, магния и других ионов сбалансировано. Благодаря этому вода благотворно влияет на организм человека и не оставляет белого осадка при кипячении. Производственная площадка аттестована по международной системе качества.
Юлия: Идея со стеклом предполагала собрать вокруг себя комьюнити людей, для которых важно, что они пьют. Наши первые клиенты пришли к нам потому, что искали воду именно в стеклянной упаковке. Другие гуглили такие минеральные показатели, как у нашей воды, и стабильный pH. До сих пор первые заказчики с нами, и мы знаем не только их предпочтения по заказу, но и имена домашних животных.
Первой площадкой продаж, которая пришла мне в голову, был Ozon. Это проще для бизнеса, менее затратно, быстрее. Я понимала, как создать карточку товара, ходила на конференции, проходила онлайн-обучения. Со стеклом есть особенность: оно тяжелое, плюс оборотная тара. На маркетплейсе оборотную тару на тот момент было практически невозможно организовать. С Ozon мы смогли организовать продажи, и до сих пор они одни из немногих, кто позволяет доставку силами продавца, что для нас очень удобно.
Еще интерфейс площадки позволяет обойтись без большого штата сотрудников. Нас мало, надо работать быстро — сегодня с двух до трех я думаю как юрист, с трех до четырех — как бухгалтер, с четырех до пяти — как маркетолог. Плюс нам очень помог премиум-кабинет, который мы заработали за счет положительного рейтинга.
Ирина: Сейчас у нас продается не только вода, но и чай, кофе с пряностями. На новые вкусы меня вдохновляет возможность создания напитков по русским традициям.
Юлия: Ирина Львовна приносила в офис свои разработки или мы дома собирались, дегустировали, делились мнениями. Так происходит до сих пор — рецептуры корректируются. Мы учитываем мнение аудитории, но растительный состав и полезные свойства остаются неизменны.
Ирина: Я подобрала соотношение сахара и кислоты так, чтобы было не сладко и не кисло. В большинстве напитков сахара 12%. У нас — 7,5%, причем добавленного сахара — 3−3,5%. Сейчас мы делаем ребрендинг этикеток, корректируем пропорции основных ингредиентов. Хочется сделать вкусный, полезный напиток. Без лимонной кислоты, без ароматизаторов, без консервантов.
Юлия: Мы попали в тренд на биохакинг. Тенденция поддерживать здоровый образ жизни будет способствовать развитию функциональных напитков и питания. Хочется вывести наши чай, кофе и воду на федеральный уровень, иметь производство со своей линией и полностью уйти от пластика.
Фото: личный архив

