Мой путь к коллекционированию начался 30 лет назад с дружбы с художниками и желания их поддержать. Когда я начал собирать искусство, у меня не было идеи создать большую коллекцию.
Я просто был знаком с большим количеством современных авторов, дружил с ними, потому что входил в круги того, что можно было назвать литературной богемой конца 1980-х годов. Случилось это, потому что я учился на филологическом факультете МГПИ (сейчас — МПГУ) и был тесно связан с людьми, которые увлекались филологией в МГУ им. М. В. Ломоносова. У нас был свой круг, в который входили художник Дима Врубель, писатель Юрий Романов, поэт Андрей Туркин. Я часто встречался с этими людьми, и с этого началось мое увлечение искусством. Первыми в моей коллекции стали работы, которые подарили мне художники Андрей Бартенев и Миша Ухов. Большая коллекция стала оформляться позже, когда возможности стали мне позволять инвестировать больше средств в покупку современного искусства, соцарта и нонконформизма.
У меня, как у коллекционера, нет одного стилистического предпочтения. В определенный период я активно интересовался авторами соцреализма, конкретно — теми, кто работал в суровом стиле: Адольф Алексеев, Михаил Назаров, Михаил Казанский. Это художники, которые мне нравятся. Коллекция оформлялась периодами: то я собирал нонконформизм — это тот же самый Анатолий Зверев, то соцреализм, сейчас в моем фокусе современные авторы, от Вовы Перкина до Константина Батынкова.
Как я находил работы? Я работал с дилерами и галереями по разным направлениям. Когда мне было нужно отдохнуть от трудовых будней, я появлялся у них, если видел там интересные мне работы, и достаточно быстро принимал решение о покупке картин. Конечно, были истории, когда картины приходили ко мне сами, и это свидетельствовало о том, что работа сама меня находила. Так у меня было, например, с произведениями скульптора Эрнста Неизвестного. Я много ходил и искал, не мог найти ничего, а один из моих ближайших товарищей, посмотрев мне пристально в глаза, вдруг спросил: «Тебя Эрнст Неизвестный не интересует?» «Боже, я же его ищу!» — воскликнул я. И так далее. Я много покупал на ярмарках и выставках, мне это нравилось, потому что я понимал, что эти покупки в хорошем смысле активно поддерживают художников и дают им вдохновение для новых работ.
Не случайно моя коллекция названа «Лещи и щуки: Улов Лещука» — при выборе работ я исхожу из интуитивного ощущения. Это принцип моей коллекции — она собиралась не с четким структурированным подходом и выбором определенного течения. Она отражает мою жизнь, мои эмоции. Я покупаю то, что мне нравится — и все! Это как на рыбалке, когда ты ловишь то, что клюет. В коллекции клюют мои личные ощущения и предпочтения.
Венец моей коллекции — редкий автопортрет Зверева 1957 года, он уникален тем, что Зверев посмотрел Ван Гога — не знаю, где он его увидел, были это иллюстрации или другие источники, но его это настолько потрясло, что в подражание Ван Гогу он решил сделать автопортрет. За этой работой я не так долго охотился, но, увидев ее, долго торговался, и она оказалась в моей коллекции.
Теперь я решил показать свою коллекцию широкой публике в музее АРТ4. С помощью этой выставки я хочу подчеркнуть в том числе безусловный интерес к современному искусству среди предпринимательского сообщества, частью которого я являюсь, ведь я предприниматель с более чем 30-летним стажем. Мне представляется, что чем больше российских предпринимателей будет поддерживать искусство, тем оно будет интереснее развиваться и радовать нас неожиданными формами своего проявления. Важно отметить, что выставка — это первый большой проект созданного мной и моим партнером, продюсером выставки Марией Кожевниковой, «Лещукфонда». Этот фонд будет поддерживать современные проекты в области искусства, литературы и кино.
Фото: Дима Жаров
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru