, 3 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: соосновательница проекта «Асмысл» Наталья Маковская

Я родилась в Москве на Садовой-Самотечной, 4а, в историческом Доме с рыцарем. Балкон моей комнаты с видом на Садовое кольцо располагается между двумя символами разных эпох: справа воин с мечом дореволюционной России, а слева символ другой эпохи — герб Советского Союза. Вот на этом пересечении и получается работать, то в поисках и актуализации идентичности старинных купеческих городов, таких как Сарапул, Суздаль, Сольвычегодск, Каргополь, Козельск, то моногородов советской цивилизации: Братска, Мончегорска, Норильска.

В детстве я мечтала попасть на Северный полюс и найти философский камень, поэтому защищалась на философском факультете МГУ, много путешествовала. Сначала автостопом по всему миру. Так оказалась в разрушенном Белграде, в послевоенной Абхазии. В 2011 году отучилась на стратегии брендинга в академии коммуникаций Wordshop, потом дополнила стратегии курсами по урбанистике. В результате свои поиски смысла конвертировала в разработку территориальных брендов, карт, навигации, чтобы хотя бы людям в городах было ясно, куда и зачем идти. 

Однажды мы сидели в баре «Атомная прачечная» с моим будущим мужем, дизайнером и арт-директором Игорем Маковским, и пытались разложить на салфетках то, чем мы уникальны и что нас самих драйвит в работе с городами. Идея! Смысл! А смысл? Так получилось наше название в одно слово — «Асмысл». Это то, что мы ищем, и тот вопрос, который задают нам: какой смысл создавать бренд города, что это изменит?

Чтобы это понять, мы проводим много времени в экспедициях, а также в общении с людьми на территории. Нам важно какое-то время прожить вместе с городом или селом, чтобы действительно разобраться, что мотивирует жителей, чем они гордятся, что их объединяет. Сначала у территории формируется свой запрос через лидеров мнений, бизнеса, администрации, туроператоров: без спроса бессмысленно заниматься этой работой. Идеальный заказчик бренда — агентство развития города (организация между администрацией, предприятиями, бизнесом, жителями). Бывает сложно, когда заказчики мыслят не горизонтально, а вертикально, не помогают, а, наоборот, мешают процессу. Именно поэтому мы стремимся на первом этапе сойтись «по понятиям» через образовательную программу. 

Мы проводим очный или онлайн-курс, посвященный локальной идентичности и урбанистике, чтобы сонастроиться. Потом погружаемся на два-три месяца в исследование, общение, переписку, звонки и чаепития с неравнодушными горожанами. Глубинные интервью, круглые столы — это смыслообразующее для сборки символического капитала города. В неформальных беседах рождается тот самый важный объединяющий смысл для всех жителей. И обычно он один. Из смысла вырастает дизайн-система и целый список проектов, активирующих этот смысл. Потому что нам нужно, чтобы идея проросла в городской среде, в арт-проектах, в бизнесах, туризме, мероприятиях. Тогда это будет ценно. 

Например, когда мы говорим про Сольвычегодск, сразу задумываемся: а в чем твоя соль? Через эту идею удалось объединить основных стейкхолдеров города: музей, Сольвычегодский санаторий, предпринимателей, муниципалитет, библиотеку. Так как все они были у истоков, то потом стали использовать наше графическое отражение идеи. А жителей и предпринимателей нашего любимого города Мончегорска объединяют озера, поэтому все развернуто к теме озер: мастер-план поворачивает город в сторону озера Имандра, туризм и события раскрывают потенциал озер, домовые таблички выполнены в форме озера, созданы карты озер. Совместно с предпринимателями мы корректируем их проекты, которые начинают говорить про городские смыслы. Помимо озер у нас еще есть любимый памятник лосю, благодаря которому появился сувенирный магазин «Принеслось». Уникальную архитектуру проспекта Металлургов, центральной магистрали города, мы хотим активировать через музей архитектуры, который появится на исторической лестнице в гостинице «Север» (сейчас Sever Inn). 

В планах три идеи. Во-первых, сделать урбанистическую кофейню про карты и города. Ищем партнеров! Во-вторых, мы хотим осмыслять Москву порайонно, как систему малых городов со своей идентичностью. Мы с Игорем коренные москвичи и очень хочется делать в том числе московские проекты про идентичность и смыслы. В-третьих, было бы прекрасно запустить дизайнерскую коллекцию с нашими уникальными картами про девять малых городов, каждый из которых как модель типичного города страны: моногород, деревянный исторический, брутально-военный, модерново-рыжий, каменисто-морской, сокровенный, гениально-геологический, вязаный, под небесами. 

Фото: Даниил Овчинников