Почему вы должны меня знать: создатель агентства «Главпиар» Олег Воронин
Попадание в пиар, как и все в моей жизни, история случайная. Я учился в аспирантуре на госуправлении в МГУ и как-то увидел у своего соседа в общежитии книгу «Лоббирование» Антона Вуймы, прародителя взрывного пиара в России.
Взял эту книжку почитать — и книжка провалялась у меня пару лет. Из аспирантуры к тому времени вышибли — я не написал диссер, но книжечка осталась.
Параллельно я стал общественным активистом — входил в одну московскую организацию: к нам обращались люди с разными проблемами, которые мы пытались решить, и я стал пользоваться советами из этой книги, проводить мозговые штурмы — все это вылилось в пиар-акции. Тогда, например, нанятый музыкант в костюме Смерти пел «One Way Ticket Aeroflot» у офиса «Аэрофлота». Его задержали, и эта новость попала в зарубежные СМИ, в том числе в Le Figaro. До этого к нам обратились пилоты «Аэрофлота», которых авиакомпания заставляла перерабатывать. А если возмущались, жестко прессовала. И все это плавно перетекло в зарабатывание денег.
Сначала нас было трое, и мы зарегистрировали агентство «Бернейс», отдав честь одному из главных мировых специалистов по пиару. И, как правило, когда я говорил людям, что у меня агентство называется «Бернейс», они переспрашивали: «Как?..» — слово не очень ложилось на слух. Один партнер отвалился, и мы вдвоем решили перерегистрировать контору, обратившись к советскообразному названию «Главпиар». Никто из нас не имел опыта в пиаре. Вообще все пиарщики, которые занимаются вирусным пиаром, не имеют классического бэкграунда.
Нашим первым самым заметным проектом стал как раз «Бургер Кинг» — с 2016 по 2019 год мы занимались ими, поставив китч на поток. Дошло до того, что в какой-то момент федеральные СМИ перестали брать наши новости. Так мы их задолбали за годы хайпа. Часть акций для «Бургер Кинга» покинули пространство России и вылетели за рубеж. Бургеры по мотивам известных акций художника Павленского, предложение ФК «Зенит» переименоваться в «Зенит-Бургер Кинг», выпуск вопперкоина, «Трамп-бургер», запрет фильма «Оно» из-за скрытой рекламы «Макдоналдса» и другие.
Классический пиар имеет намного больше денег. А мы яркие, но пока не такие богатые, как классические пиарщики. Как мы зарабатываем? У нас заказывают акции — обычно нам платят за креатив, разработку идей и реализацию. Мы, прямо скажу, делаем эмоциональный продукт — вирусную активность. И нам приносят деньги, если возникло желание оказаться везде.
Второй вариант, когда к нам обращаются — это когда у компании или у человека проблемы: кто-то атакует, у бизнесмена отняли коммерческую недвижимость, он уже сидит в СИЗО — и делу надо предать огласку. Такое тоже бывает, но пореже. К нам приходят, чтобы кого-то выпустили или дали по минималке. В прошлом году у нас была новость, которую даже прокомментировал Песков — москвичка требовала по суду, чтобы Путин ее удочерил. Мы аргументировали это так: чтобы закон работал, надо быть родственником влиятельного человека. Это была новость перед прямой линией. Мы это делали, когда у наших клиентов как раз отжали коммерческую недвижимость.
Третье направление — это тренинги, как правило, корпоративные, когда мы приходим и рассказываем, как можно хулиганить в пиаре, и люди вместе с нами креативят.
Есть еще один вариант: если написано «Главпиар», то мы сами это делаем для себя — для своего продвижения; например, предложили Собянину поставить будки для квадроберов.
При этом нам ни разу не прилетало за наши акции, мы объясняем это тем, что никому мы не нужны. Мне кажется, мы для власти слишком мелкие, чтобы на нас обращать внимание. И потом, как вы будете трогать пиарщиков, специалистов по созданию шумихи? Это же вообще глупо. Мы в принципе не можем быть ни за власть, ни против власти — это строго. Мы не можем работать только с провластными или либералами. Клиенты тоже часто спрашивают, не ходим ли мы по краю. Но мы точно знаем, что край очень далеко, ведь занимаемся и черным пиаром в том числе.
И если меня турнули из аспирантуры МГУ, то в своем агентстве мы настолько поставили на поток механику взрывного пиара, что уже я на своем факультете читаю для всяких чиновников и бизнесменов курсы в рамках МВА.
Фото: Даниил Овчинников