Запах моего детства то, как я проводил время в деревне: блины, варенье, запах сена, лета, речки, деревенского сада — букет беззаботного времени. Даже один из уже созданных ароматов свечей Jardin du village, что переводится с французского как «Деревенский сад», о моем детстве в деревне, о бабушкиных грядках. Я посвятил этот аромат ей.
Как пахнет мой родной город Москва? Очень сложно описать. Как ни комично это звучит, раскаленным летним асфальтом, сиренью и холодной осенью с дождем — такая смесь. Родился я в самом ближайшем Подмосковье — поселке Красково Люберецкого района, а потом мы переехали в Косино, водное место — аж три озера: Белое, Святое и Черное — оазис в Москве. Но почти все свое время я провожу в центре.
Образования в парфюмерии у меня нет: я окончил лингвистический университет, факультет туризма, работал на суперофициальных должностях при посольстве Великобритании, параллельно всегда увлекался фотографией, даже снимал для Elle. А в посольстве была классическая офисная работа 5/2. Одновременно с этим, поскольку у меня много потребностей, которые надо удовлетворять, были постоянные подработки: так, друг устроил меня промоутером в Chanel. Что это такое? Когда идешь по ГУМу или ЦУМу, там есть корнеры, около которых раздают блоттеры с парфюмерными новинками. То есть после офиса я шел на работу в Chanel стоять в смокинге.
Вообще-то мне всегда нравилась парфюмерия. Но создать свой бренд сложно: нужна сертификация, большие инвестиции (свечи были немаленьким вложением, а парфюмерия-то еще больше). Зато для свечей обязательная сертификация не нужна — это немножко проще. Нашему бренду год в конце августа, создавал я его 11 месяцев. Сначала выбирал производства, узнавал нюансы. Где-то, например, нельзя было делать свои ароматы, только выбирать из каталога, но в этом нет эксклюзивности. Наши свечи в бетонной таре, но сначала я вообще хотел керамику, искал керамистов. Это кажется, что быстро, но подрядчики, как правило, в другом городе: пока он сделает тест-вариант, пока отошлет, пока я его посмотрю, пока отнесу на производство для заливки. Потом утверждение ароматов, их создание. Чтобы сделать первую партию свечей, мне потребовались год и где-то 500–600 тысяч: и создание сайта, и онлайн-касса, фото, сами свечи. В итоге у нас есть свечи в бетонной емкости, которая обжигается в печи и красится в черный цвет, и благовония — угольные палочки, которые вымачиваются в ароматической смеси (парфюмерной композиции) четыре дня. Свечи — деликатность и уют, благовония — более насыщенные. В планах диффузоры.
Производство крафтовое, не на конвейере: все делаем вручную — наливаем воск, обрезаем фитиль. Каждая свеча запаковывается не машинками, а ставится в упаковку ручками. Мы сами пишем покупателю письмо, ставим сургучную печать. То, что у нас более персонализированное отношение к товару (не на большом заводе, а в мастерской), отличает нас от Zara Home. Без участия ручек в процессе будет все как у всех. У наших конкурентов тоже есть бетонные свечи, но мы формировали емкость под себя, даже делали себе 3D-модель, чтобы не быть похожими.
Над названием мы думали очень долго, процесс растянулся на несколько месяцев — в результате я точно знал, что хочу бренд, который точно не будет называться по-русски. Мы начали брать слова, связанные со свечами и ароматами для дома, и переводить их с помощью приложения на разные языки: хорватский, финский. В результате нашли слово notera — «нота» со шведского. Ничего оригинального, но очень красиво произносится. Может, мы когда-то будет представлены по всему миру? Хотелось сделать бренд, который мог бы прочитать любой человек, а на русском знали бы только здесь.
Недавно я понял, что на создание ароматов меня вдохновили именно работа промоутером и инстаграм*: чем мне помогло блогерство — всегда дарят много парфюмов, ты избалован этим. Когда я много путешествовал, то придумал себе фишку: открывать в каждой поездке новый аромат — у меня вырабатывался ассоциативный ряд, когда аромат напоминал поездку. Но я понимаю, что не каждый может себе такое позволить.
Сейчас у нас в линейке три аромата, каждый создан по моим ассоциациям: деревня; парк на окраине Лондона — туман, дерево, жженая листва; рынок в Стамбуле — приторный аромат. Не зря мы пишем о философии каждого аромата — хотим, чтобы человек проникся: влюбился через ассоциации. До этого наш парфюмер, имея техническое задание, претворяет композицию в жизнь.
Стартовали мы хорошо. Поскольку у меня есть блог в инстаграме*, то и много друзей с популярными страничками: они меня с радостью поддержали. Общими усилиями о Notera узнали. Потом было затишье. Но тогда мы начали заключать договоры с разными концепт-сторами. Недавно у нас было предложение от большого магазина, но мы им отказали: наш формат более камерный, как и сам продукт.
Ароматические свечи нужны, чтобы, придя домой, ты чувствовал уют и свой собственный аромат: после встреч, гостей, торговых центров дом — главное место на Земле, где мы наполняемся энергией и приводим свое тело в норму. Как бренд мы пытаемся развивать культуру ароматов для дома. Многие думают: «Ну зачем мне свечка?» А она очень нужна!
Но Notera не мой основной доход, живу я благодаря рекламе. Хотя с мая, когда мы запустили благовония, они начали приносить, нет, не прибыль, но выручку. Она помогает мне из-за сокращения дохода в соцсетях.
Фото: Александр Лепешкин