, 5 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: создатель крупнейшего в Москве макета России Вадим Авилов

Как и любой пацан, в детстве я играл в машинки, в танки и запускал поезда. В советское время в «Детском мире» продавалась немецкая железная дорога Piko, она была очень популярна, конечно, ее купили и мне. Прошло много лет, я запускал различные бизнесы, которые были успешны и не очень, но моя любовь к деталям оставалась всегда.


Идея создать «Царь-макет» пришла ко мне в Гамбурге. Там находится самый большой макет мира в масштабе 1:87, это один из успешнейших проектов, которые я знаю. Из журнала в «Аэрофлоте» я прочитал про питерский «Гранд макет». Зацепило. Познакомился с его автором Сергеем Морозовым и предложил абсурдную идею — перевезти проект в Москву. Морозов удивился и, естественно, отказался. Макет нетранспортабельный, его нельзя поднять и перевезти, поэтому я решил создать свой. Нашел мастеров, и работа началась.

Несколько лет я ставил в тайм-графике планы, и ежегодно они сдвигались. В какой-то момент я перегорел и решил покончить с этим дурацким проектом. Но нужно быть немного сумасшедшим, чтобы добиться успеха, поэтому сказал мастерам точную дату открытия и дал объявления в соцсетях. Отступать было некуда — либо провал, либо успех. Честно, я сам не верил, что все получится. Но 12 марта 2021 года «Царь-макет» открылся. Конечно, было не все готово: где-то не покрашен забор, речка не залита, но посетители даже не обратили на это внимание. И я решил, что проект будет развиваться.

Сейчас музей-диорама «Царь-макет» — это самый крупный макет России в Москве. У нас более 20 городов, 2,5 км автомобильных и железных дорог, а также множество интерактивных сценок, которые посетители запускают сами. В первом зале представлена европейская часть России, но скоро откроется второй зал с окрестностями Байкала, Дальним Востоком и Тихим океаном с девятью тоннами воды.

По дорогам макета катается несколько десятков машин, которые мы создаем сами. Внутрь транспорта устанавливаем контроллер управления, своего рода мозг, запрограммированный на определенный маршрут. Он соблюдает все ПДД: останавливает машинку перед светофором, включает нужные поворотники и не дает столкнуться с другими объектами. Но есть и машинки-бунтовщики, которые могут проехать на красный свет или устроить аварию. В таких случаях смотрители сообщают по рации: «Авария в Пскове», и специальный работник устраняет неполадки с помощью магнитной палки, которой цепляет транспорт. Затем сотрудник выясняет, почему такое произошло: в колесах застряла пыль, сломался контроллер или отключилось питание. Последнее, кстати, машинка получает от дороги, под которой проложен кабель, поэтому транспорт не нужно заряжать, а кататься он будет только на нашей трассе, так что воровать автомобили бесполезно.

Самое сложное, когда машинки застревают в тоннелях, тогда сотруднику приходится лезть под макет, то же самое происходит и с поездами. За ними из диспетчерской через мониторы следят сотрудники. Они отслеживают трек каждого поезда, устраняют столкновения и через программное управление запускают транспорт. Работников можно сравнить с настоящими железнодорожниками, только масштаб поменьше. Кстати, у нас даже были ребята, которые потом устроились в РЖД.
По макету ходят двухэтажные поезда и обычные «шоколадки», и «Аэроэкспрессы», и «Иволга». Некоторые гости приходят только ради железной дороги, чтобы побыть еще немного в детстве, понимаете?

На макете больше 100 тыс. маленьких человечков, некоторых мы заказываем, кого-то печатаем на принтере, но в основном создаем их сами. Раскрашивать всех приходится самим, это не самое популярное занятие у мастеров, первые 50 штук делать интересно, а затем надоедает. Среди человечков есть обычные горожане, которые идут в магазин за хлебом или гуляют с детьми в парке, встречаются и другие ситуации из жизни: муж «застукал» жену с любовником или курьеры, спешащие отдать заказ. Есть и необычные сценки: бабушка, сидящая на дереве, гигантский червь в подземелье, открывающий рот, мужчина, играющий на рояле в кустах. Но самый большой интерес вызывают исторические личности, персонажи из фильмов и детских сказок: Чебурашка с Шапокляк, катающиеся на поезде, Воланд с Бегемотом и Коровиным, сидящие на Чистых прудах, Петр Первый и другие. Такие детали нужно искать, если ты невнимательный человек, то и половины не заметишь.
Многие взрослые приходят без детей, чтобы спокойно все разглядеть. Есть отдельный тип гостей, я называю его «коллекционеры», они посещают «Царь-макет» и во второй, и в третий, и в десятый раз, чтобы «собрать» определенные сценки, персонажей, и каждый раз макет открывается для них с другой стороны. На Новый год, кстати, у нас можно увидеть десять Дедов Морозов, которые находятся в разных городах.

Многие сценки интерактивные, то есть включаются посетителями по кнопке. Я либо сам их придумываю, либо это делают наши сценаристы, кинематики, декораторы. Самые любимые у гостей — Шоколадная фабрика в Москве, где посетителям производят маленький съедобный шоколад, и пожар в Нижнем Новгороде, который приезжают тушить пожарные машины.

Но самое главное, конечно, архитектура. В городах стоят исторические и культурные памятники России. В Петербурге — Исаакиевский собор, Дворцовый мост, который на макете разводится, в Москве — Кремль, «Москва-Сити», в Казани — мечеть Кул-Шариф и т. д. Стараемся соответствовать оригиналу, но невозможно сделать точную копию. Некоторые наши мастера даже в другой город ездили, чтобы прочувствовать атмосферу и передать художественную точность архитектуры. Например, в город Буй, где есть депо веерного типа, сохранившееся с XIX века.

Сейчас мы делаем второй зал, где представлен Магадан, отправиться в это место сложнее. Недавно приехал человек из Дальневосточного округа, спрашиваем: «Похоже?» — «Вообще нет». Переделываем, чтобы хоть немного приблизиться к реальности. Но все-таки у нас фантазийная страна и 100% точности мы не добьемся. Есть собирательные образы городов и деревень России, в которых каждый житель может узнать свой дом. Гости иногда критикуют нас: «Зачем вы построили панельные дома, которые все портят?» Хотя это тоже сложный объект. Но мы не стремимся показать идеальную Россию, а пытаемся изобразить, как есть. Где на центральной улице все красиво и убрано, а за поворотом нет дороги и уже несколько лет идет стройка; где продолжают воздвигать роскошные храмы, но при этом много старых разрушенных церквей. И в этом контрасте своя красота, которую может увидеть каждый, если приглядится.
Здания на макете в основном сделаны из пластика: все вырезается, склеивается и раскрашивается вручную, это очень трудоемкий процесс. Один из самых сложных объектов — собор Василия Блаженного, если приглядеться, то можно увидеть тонкую роспись. Два года собор делал наш мастер Алексей Звездов, к сожалению, его уже нет в живых.

Фишка нашего музея по сравнению с другими макетами — это форма, на которой расположены объекты. Обычно макеты делают круговыми в центре зала. Первоначально это создает эффект «вау», так как виден масштаб работы. Но затем человек теряет интерес: объекты находятся далеко, так что их не разглядеть, все города в одном месте, глаз замыливается и гости быстрее устают. Я долго думал над удобной подачей и решил сделать змеевидную форму. Посетители, как в лабиринте, ходят по музею и поочередно видят каждый город. Объекты находятся на комфортном расстоянии, их легче подсветить, а значит, можно рассмотреть детали. Некоторые города расположены под стеклянным полом — это тоже наша разработка. Гости обычно боятся наступать на него, некоторые даже грозятся написать жалобу, но пол выдерживает тонну, поэтому на нем можно даже прыгать.

У меня нет определенной цели, пытаюсь делать так, чтобы и самому нравилось, и посетителям было интересно. У многих людей ежедневный маршрут простой: работа — дом. Нет времени или возможностей на путешествия, но увидеть многообразие России хочется. На «Царь-макете» за час можно оказаться в нескольких городах нашей страны и узнать их лучше. Некоторых гостей мы мотивируем на путешествия. После макета посетители берут путевку, а затем возвращаются к нам снова, чтобы рассказать об увиденном. Меня вдохновляют такие истории, хочется делать больше. Я часто и сам хожу по макету в качестве смотрителя, надеваю одежду работника, слежу за машинками или рассказываю посетителям про объекты. Иногда спрашивают: кто создатель? Улыбаюсь: «Их тысячи». «Царь-макет» так и остался обычным проектом, но я не ищу выгоды, это для души.

Фото: Дима Жаров

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru