, 5 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: создатель кубика сна Deep Илья Блохин

Я родился в одном из административных округов Москвы, в Зеленограде — центре микроэлектроники. В детстве у меня не было определенных планов, кем стать. Я просто впитывал знания из самых разных сфер: физика, математика, биология, история, философия, мировые религии. В какой-то момент количество перешло в качество. Я окончил физико-математический лицей и поступил в Московский институт электронных технологий, где получил красный диплом бакалавра по специальности «микро- и наноэлектроника» и магистра по нанотехнологиям. 

Учился в аспирантуре Физического института им. Лебедева РАН по направлению «Физика твердого тела», там же работал младшим научным сотрудником, занимался высокотемпературной сверхпроводимостью. С 2019 по 2020 год работал младшим научным сотрудником в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН в лаборатории нейробиологии сна и бодрствования. Тогда же возглавил собственную компанию «Центр нейротехнологий сна и бодрствования» с инновациями в области здорового сна, получившую статус резидента «Сколково». Еще со времен студенчества я принимал участие в стартап-конкурсах со своими проектами и всегда точно знал, что не хочу работать на дядю, только на самого себя. Собственно, примерно так в жизни и сложилось. 

Тема сна и сновидений меня интересовала с детства. В 2014 году я собрал вокруг себя группу единомышленников и организовал исследования, целью которых было выяснить, является ли качество сна и яркость сновидений в конкретную ночь сугубо индивидуальными или есть ночи, когда все спят плохо или хорошо. В таком случае можно было бы говорить о наличии какого-то внешнего «дирижера», влияющего на качество сна. 

Шесть месяцев наблюдений за фокус-группой из 30 человек показало, что есть ночи, когда все, согласно анкетированию, спят не очень хорошо, а есть ночи, когда всем снятся яркие сновидения. Следующим этапом стал поиск того самого «дирижера», другими словами, какие внешние факторы меняются так же, как меняется качество сна фокус-группы. Таким фактором оказалось геомагнитное поле. В 2016 году уже были готовы первые прототипы устройства, имитирующего аналог геомагнитных полей естественного происхождения, влияние которых легло в основу первого эксперимента. 

Еще два года испытаний на животных и на людях, и в 2018 году был создан рабочий прототип: он помогал быстрее уснуть и проснуться, увеличивал длительность дельта-сна, снижал число ночных пробуждений и даже мог вызывать яркие сновидения. В 2019 году наша компания вышла на рынок с продуктом EcoSleep Cube, который быстро обрел народную любовь и был прозван кубиком сна. В 2020 году мы осуществили ребрендинг, и кубик получил название «Кубик сна Deep».

Кубик сна Deep — это гаджет, который помогает быстрее уснуть, глубже спать и легче просыпаться. В основе действия очень слабые (мягкие) импульсы электромагнитного поля на низкой частоте в диапазоне от 1 до 40 Гц. Этот диапазон характерен для нашей центральной нервной системы. Можно сравнить его с неслышной колыбелью, камертоном, фоновой монотонией. Магнитное поле нельзя услышать или увидеть, но наш организм активно на него реагирует. Неважно, как оказана монотония: током, светом или звуком — это помогает настроиться и быстрее уснуть. Наша заслуга и ноу-хау состоит в том, что мы нашли бесконтактный способ эту монотонию передать. Причем наиболее естественным и природоподобным образом.

Как это работает? Нужно включить кубик в сеть, разместив его на прикроватной тумбочке, запустить программу сна перед тем, как лечь спать. Кубик начинает формировать импульсы электромагнитного поля вблизи спящего. Сперва он понижает частоту импульсов с 40 до 1 Гц в течение 30 минут, чтобы помочь уснуть. Затем идет стимуляция глубокого сна на частоте 1 Гц на протяжении пяти часов, чтобы увеличить продолжительность дельта-сна как можно больше. Последние три часа идет подъем частоты обратно до 40 Гц, чтобы организм легче пробудился. В любой момент этого интервала вам будет легко проснуться по своему звуковому будильнику, так как сон уже будет поверхностным.

Первые прототипы устройства были похожи на тарелку (не летающую). В них была всего одна катушка индуктивности, формирующая импульсы электромагнитного поля. Но мы быстро поняли, что лучше, чтобы поле было объемным, поэтому катушек должно быть три — так возник формфактор куба. Любопытно, что прибор в форме куба не только буквально, но и фигурально обладал каким-то необычайным магнетизмом — все, кто видел его, влюблялись с первого взгляда. 

Теперь, когда за несколько лет мы собрали данные более чем за 300 тыс. ночей, проведенных с кубиком нашими пользователями, мы можем сказать, что в 20% случаев людей интересуют яркие и осознанные сновидения. К сожалению, далеко не все соблюдают гигиену сна: ложатся поздно, спят меньше семи часов, отсыпаются в выходные. Это очень удручающая статистика. А ведь мы в первую очередь пропагандируем именно соблюдение гигиены сна, если человек хочет иметь здоровый сон на длительной дистанции. Кубиком пользуются в среднем 10 раз в месяц. При этом самой первой версией устройства многие пользуются до сих пор, хотя прошло уже шесть лет. 

Ох, тогда сложно было все, начиная от идеи и заканчивая производством и маркетингом. Если у тебя молодой стартап и нет денег, ты попадаешь в бредовую петлю, когда для получения инвестиций нужно доказать эффективность устройства, а этого не сделать без инвестиций. Поэтому мы выбрали органический рост: росли из года в год в два, а иногда и в два с половиной раза. Прошли через огонь, воду и медные трубы. Пожалуй, основная сложность — продать абсолютно новый для рынка продукт, не подпадающий ни под одну категорию. Несмотря на то что бессонница — очень распространенная проблема, такого решения, когда ты нажимаешь на кнопку, ничего не чувствуешь, но спишь гораздо лучше, никто не предоставлял. И людей изначально это очень смущало. Но нам удалось подняться за счет сарафанного радио. 

Были и корпоративные конфликты, юридические сражения — у нас пытались отнять бизнес. Но мы и здесь ценой немалых потерь выстояли, закалились и продолжили свой путь дальше. Наконец, непрерывная проблема роста: мы каждый день вынуждены развиваться, масштабировать процессы, так как число пользователей увеличивается как снежный ком, и в какой-то момент появился кадровый голод, все стали работать на разрыв, закрывая собой сразу несколько компетенций. Но, я уверен, и здесь мы сумеем все преодолеть, перестроиться и творить дальше. 

Самое приятное как раз то, что мы облегчаем людям их повседневную жизнь. Делаем вклад в эффективность не только каждого отдельного человека, но и всей страны в целом. Ведь чем больше людей начнут высыпаться, тем эффективнее они будут и тем мощнее станет экономика государства. Ну и нельзя не отметить, что проект развязывает руки и предоставляет ресурсы для других проектов и исследований. Отдельно мне как руководителю неописуемо приятно быть окруженным командой профессионалов, проявляющих заботу друг о друге. И каждая наша даже самая маленькая победа — это общая радость, общий праздник. 

У нас есть дорожная карта по разработкам на несколько лет вперед. На кубиках мы не остановимся, будем двигаться в направлении умной спальни и нашей мечты — кинотеатра сновидений, когда каждый у себя дома может заказать, на какую тему он хочет увидеть сновидения.

Фото: из личного архива Ильи Блохина