Родился я в районе Купчино в городе Ленинграде, окончил Педиатрический институт, интернатуру по специальности «Патологическая анатомия детского возраста» и три года работал по профессии.
Идей, кем стать, в детстве у меня вообще не было, разве что только когда немного вырос, мне смутно захотелось стать музыкантом второго плана. В итоге я фронтмен собственной группы Billy’s Band, подвижник джаза и организатор фестивалей.
Однажды, когда мы сидели на кухне с моим другом Сидом Фишером, он сказал: «Я умею делать бары, а ты — джаз! Давай откроем джаз-бар?» Я ответил: «Отлично, правда, ни у кого здесь это еще не получалось». «Но мы же знаем, как надо, верно?» — спросил Сид. «Верно!» — подтвердил я, и мы ударили по рукам.
Решили назвать заведение The Hat: я всегда верил, что шляпа приносит успех своему обладателю. Особенность «Шляпы» в том, что каждую ночь у нас проходит открытый джазовый джем — музыканты после работы собираются расслабиться и поиграть от души. Каждую ночь. Странно, но такого в мире больше нигде нет.
The Hat — это публичный стоячий тру-джазовый бар в Петербурге, Берлине и Москве, где даже неподготовленные посетители сразу понимают, что такое jazz в широком смысле и что джаз — это от слова «легко» и «весело».
В Петербурге нам долго не удавалось получить лицензию. Поэтому какое-то время мы работали как speakeasy, что добавило еще трушности и атмосферности. В Берлине были сложности с поиском локации в незнакомом мегаполисе и команды, которая врубалась бы во всю суть нашего кайфа. Без этого джаз невозможен. Поначалу присутствовало некоторое недоверие местных жителей к непривычному формату нового заведения. Потребовалось два года, чтобы все всё поняли. Зато теперь берлинский The Hat признан одним из лучших баров города. В самом центре Москвы, на Тверской, 20, мы открылись только год назад — безусловно, трудности пока есть. Посмотрим, как все будет. В нашем деле главное — терпение и время.
Никаких существенных отличий в публике в разных городах я не заметил. Есть еле уловимые нюансы — фэншуй эргономики или даже мистики, которые дают иные ощущения атмосферы в столицах. Но это всегда радость.
Приятно видеть, как здорово работает идея джазового джема в уютной толкучке ночного бара. Самое приятное — помогать людям находить новые пласты душевных радостей. Когда им становится так же хорошо, как и нам! Когда гости выходят из «Шляпы» и говорят: «Потрясающе. Мы всегда думали, что джаз — это скучно, сложно и уныло, а оказывается, это такая классная музыка!»
Ведь джаз — это и есть музыка большого города. Это шумно, легко, немного безумно, но одновременно изящно и глубоко… Я рекомендовал бы поближе познакомиться с джазом с альбомoв Chet Baker Sings и Kind of Blue Майлза Дэвиса, а лучше сразу прийти к нам в «Шляпу» и начать с чистого листа!
В идеале концепция The Hat Bar востребована в каждом крупном городе мира. Там много свободной ночной музыкантской джазовой энергии, которой нужно подходящее место для выражения. Но дело деликатное, много нюансов, франшиза может не сработать. Поэтому мы ищем соинвесторов, вместе с которыми можно будет воссоздавать это чудо по всему свету.
Фото: из личного архива Билли Новика