Почему вы должны меня знать: звонарь Андреевского монастыря Кирилл Наумкин - Москвич Mag
Мария Ганиянц

Почему вы должны меня знать: звонарь Андреевского монастыря Кирилл Наумкин

4 мин. на чтение

‎Родился я в Москве 21 год назад. С красным дипломом окончил музыкалку по классу фортепьяно, сейчас служу звонарем в ставропигиальном мужском Андреевском монастыре на Воробьевых горах и параллельно учусь в университете в Екатеринбурге по специальности «государственное и муниципальное управление».

Моя мечта — показать людям, что колокол не просто важная часть церковной службы, а полноценный музыкальный инструмент. В наш монастырь я попал случайно, попросился подняться на колокольню поиграть, и меня пустили. Мой звон услышал настоятель и предложил стать звонарем Андреевского монастыря. Работаю каждые выходные до и после службы, а каждую вторую субботу в 16.30, когда в стенах монастыря проходят экскурсии, я даю небольшие концерты. Играю на монастырских колоколах музыку и свою, и популярную — от инструментовок детских песенок до джазовых импровизаций.

В колокола я влюбился в семь лет. Помню, услышал в Суздале, где я часто бывал с бабушкой, как одновременно звонили звонари нескольких храмов. Через год, во время Пасхи, я впервые поднялся на колокольню и сам позвонил в колокола. Кстати, любой человек в пасхальную неделю может это сделать, нужно просто обратиться к сотрудникам храма. Мне невероятно понравилось, и я решил, что колокола станут одним из тех дел, которым я буду по жизни заниматься.

Стал досконально разбираться в этом вопросе, часами слушал в интернете записи различных колоколов, пытался понять, чем они отличаются, изучал интересную информацию. В Европе качают сам колокол, а в России раскачивают язык. А в Словении по праздникам используют оригинальную технологию звукоизвлечения: один колокол, раскачиваясь, задает ритм, а звонари берут в руки язычки от других колоколов и начинают играть интересные ритмические рисунки. Кстати, самый большой колокол России находится в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы раскачать его язык, требуются восемь человек.

‎Большинство российских звонарей не рассматривают колокола как музыкальный инструмент и знают только традиционный набор церковных звонов: благовест, перезвон, перебор и трезвон. Благовест — это мерные удары в самый большой колокол, извещающие о начале богослужения. Перезвон — поочередные удары во все колокола, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. Используется для выражения торжественности, а также в определенных частях богослужения. Перебор — удары в каждый колокол в обратной последовательности, от малого к большому. Обычно применяется как погребальный звон, выражающий скорбь. И, наконец, трезвон — праздничный и радостный многоголосый звон во все или несколько колоколов одновременно. Это самый сложный и торжественный вид звона, часто используемый на великие праздники вроде Пасхи или Рождества.

Но человеческое ухо может различить в колоколе до 18 частот. Основной тон — доминирующая по уровню громкости частота, которая определяет звуковысотность колокола. Фундаментальный тон — частота примерно в два раза ниже основного тона, придающая особую глубину и богатство общему звучанию. Например, если основной тон колокола соответствует частоте около 880 Гц (ля второй октавы), то фундаментальный тон находится в районе малой октавы (от фа малой до ми первой октавы). 

Есть еще обертоны и гармоники — более высокие частоты, которые формируют настроение и характер, окраску общего тона. Так, в обертонном звукоряде второй обертон часто соответствует малой терции относительно первого обертона (например, для до — это ми-бемоль). В отличие от струнных и духовых инструментов обертонный звукоряд колоколов многосоставен и варьируется в зависимости от особенностей формы колокола. Поэтому то, какую музыку я буду исполнять на колоколах, именно исполнять, а не звонить, зависит от того, какой звукоряд (колокольный набор) есть на данной колокольне.

‎Раньше в России отливали лучшие в мире колокола, с самым красивым и гармоничным звучанием, но сейчас эта традиция практически утрачена, и европейские колокола звучат в большинстве случаев приятнее, чем российские. Все потому, что в Европе колокола делают под конкретного заказчика, настраивая нужное звучание частот. А современных отечественных колокольных литейщиков волнует лишь вес колокола — чем тяжелее, тем дороже. На то, что обертоны у такого колокола не выстраиваются в желаемую для заказчика гамму, всем плевать — громко звонит и ладно. 

У нас в стране есть своеобразная колокольная монополия, почти все колокола для храмов и монастырей штампуют на нескольких крупных заводах, в итоге колокольный звукоряд везде одинаковый: у колоколов массового производства нет в звуке подлинной гармонии, а только хаотичный тембр.

Колокола Андреевского монастыря — исключение. Они одни из лучших в Москве, звучат очень гармонично и мелодично, потому что отлиты в Германии. А в июле у нас запланирован первый концерт колокольной музыки в России. Во время различных фестивалей, где принимают участие звонари храмов, звучат именно звоны, а не музыка колоколов. На наш концерт приедут исполнители колокольной музыки из Калуги, Пскова, Санкт-Петербурга, Орла.

‎Впрочем, полноценно большое музыкальное произведение даже на наших монастырских колоколах не сыграть, для этого их должно быть минимум вдвое больше (в Андреевском монастыре всего десять колоколов) и карильон. Это похожий на пианино музыкальный инструмент, который состоит из набора настроенных колоколов. Обычно карильон включает от 23 до 77 колоколов, расположенных в башне и управляемых с помощью специальной клавиатуры и педалей. Исполнитель с помощью механической системы приводит в движение молоточки, которые ударяют по колоколам, создавая мелодию и аккорды. Такие карильоны распространены преимущественно в странах Западной Европы, особенно в Бельгии, Нидерландах и Франции. Самый известный карильон России можно послушать в Петропавловской крепости, а всего в нашей стране четыре таких инструмента. ‎

Лучшие наборы старинных колоколов в Москве, пожалуй, это колокольный набор Данилова монастыря и Рогожской старообрядческой общины, есть еще интересные колокола на колокольне Ивана Великого в Кремле. За пределами Москвы самый красивый звук у Софийского собора в Великом Новгороде и у Успенской звонницы Ростова Великого, где сохранились старинные колокола в мажорной гамме.

‎Многие считают, что колокольный звон исцеляет. Так или не так, не знаю, но после того как я стал работать с колоколами, практически перестал болеть.

Фото: Даниил Овчинников

Подписаться: