, 5 мин. на чтение

Почему вы должны меня знать: основатель авиашколы MagAero и блогер Андрей Мельников

Авиация заинтересовала меня с того момента, как я попал на споттинг (наблюдение за самолетами) в новосибирский аэропорт Толмачево.

Случилось это лет в шестнадцать — с того момента я решил стать пилотом. После школы планировал поступить в летное училище, но меня не взяли туда из-за заикания. Пока не стал пилотом, занимался разным бизнесом: основное — свидание на крышах, проекту больше десяти лет: в десяти городах по стране у нас есть крыши, оборудованные для романтических встреч. Ну а начинал его в Новосибирске: там нашел первую крышу и потихоньку работал. Спустя время, лет через пять, я выучился на частного пилота — начал летать на маленьких самолетах.

Учился авиации я в родном Новосибирске — в стране у нас всего шесть-семь маленьких учебных центров наподобие того, что я позже открыл в Москве. Программы обучения очень схожие: сначала теория — около 200 академических часов, ее можно пройти в ускоренном варианте за полтора месяца и растянуть на полгода. Дальше начинается тренажерная подготовка — около недели. Потом нужно налетать 40–50 часов на маленьком легком самолетике Cessna 172: кто-то укладывается в полтора месяца, кто-то растягивает месяцев на десять. После этого обучения сдается специальное тестирование в Росавиации, подается заявление на выдачу пилотского удостоверения, и человек получает свидетельство частного пилота.

Да, перед началом обучения нужно пройти специальную медицинскую комиссию на частного пилота. Частные пилоты летают для себя, на маленьких самолетах в свое удовольствие — для них требования к здоровью ниже, чем к коммерческим авиаторам, которые обучаются от трех до пяти лет в государственных училищах или вузах.

В России обучение на частного пилота самое дешевое в Омске — 650 тыс., самое дорогое — в Москве, 1,2 млн, в нашем учебном центре это стоит 1,1 млн. Дорого или доступно — каждый решает сам для себя, по своему карману.

У меня получилось так, что первый борт Cessna 172 я купил еще до начала обучения — стал летать с инструктором.

Мой случай очень редкий: я купил самолет раньше, чем овладел им — теперь мы устраиваем на нем воздушные прогулки над основными городами-миллионниками: Москва, Питер, Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Нижний. Но не у всех есть свои самолеты.

80% наших выпускников берут самолет в аренду за 15 тыс. за летный час. Аренда и есть первый вариант. Существуют и другие организации и частные лица, кто сдает свои самолеты. Для этого нужно пройти проверку с владельцем самолета, чтобы он убедился — летать умеет, после этого можно будет взять самолет в аренду. Второе — человек может купить самолет для себя. А также очень распространено, когда от двух до пяти пилотов вместе скидываются и покупают себе самолет: это очень выгодно — все расходы по содержанию самолета они делят на пятерых. Государство взимает транспортный налог на воздушное судно — в год около 15 тыс. рублей.

В моем случае самолеты — это и хобби, и бизнес, все вместе. Захотел — организовал воздушную прогулку, захотел — сам куда-то на нем слетал. В основном самолеты в парке — Cessna 172. Большая часть видео, где я летаю на этом самолете. В прошлом году мы летали в Европу: Германия, Австрия, Чехия, а также на Камчатку. Авиация была моей мечтой. Очень хотелось стать пилотом. Я им стал: не надоело, энтузиазм остался. Очень нравится авиация, люблю ее, поэтому занимаюсь этим.

У самолетов нет привязки к аэродромам. Чтобы куда-то полететь, нужно сделать всего одну вещь: подать план полетов — есть специальный сайт Росавиации, доступ к которому имеется у каждого пилота. Мы на него заходим и подаем план полета: с какого на какой аэродром полетим, на какой высоте, на какой скорости, в какое время. Дальше этот план полета отправляется в диспетчерскую службу (обычно в течение 5–10 минут они его рассматривают и чаще всего утверждают), после взлета устанавливаем связь с диспетчерами, и они видят наш полет. Диспетчерская служба берет очень маленькие деньги за свою работу — около 2 тыс. в месяц в зависимости от того, сколько налетали.

Если план не одобрили, можно позвонить и узнать почему. Например, есть запретные зоны — так, можно летать по МКАД и в области, но в Москву залетать нельзя, или, например, зоны военных аэродромов. Основное, чтобы куда-то полететь — подать план полета и позволить на маленький аэродром согласовать прилет.

У меня появилась идея сделать свою летную школу. На это ушло практически два года: мы утверждали программу подготовки в Росавиации, потом проходили проверку — и документальную, и аэродрома, и класса — всегда находятся мелкие недостатки, которые нужно исправлять.

Принципиально своих аэродромов нет: мы базируемся везде. Мы прилетаем и улетаем оттуда, у кого есть инфраструктура: платим им за стоянку самолета, за взлет и посадку, топливо — разные аэродромы берут по-разному. У кого-то есть даже своя гостиница.

Частный пилот не профессия, а хобби. К нам приходят учиться те, кто с детства мечтал стать пилотом или потом заинтересовался авиацией. Это фанаты неба — люди, у которых есть возможность выучиться на пилота. Девушек у нас штук пять из 125 студентов. Все из них уже осуществили свой первый самостоятельный полет. Девушки по способностям такие же, как мужчины — в этом плане все хорошо.

Школе уже около полутора лет — мы получили сертификат в мае прошлого года. На открытие и запуск учебного центра ковид никак не повлиял, а на самой сфере, авиации, сказался очень положительно: люди, у которых есть возможности, никуда не смогли выезжать — у них появилось время, и они пошли учиться на частных пилотов и покупать себе самолеты. Те, кто при деньгах, стали бояться летать на больших рейсовых самолетах из-за шанса заразиться, и тоже сами учились, покупали маленькие самолетики — летали по делам, на отдых. Но ситуация, которая сложилась в этом году, в негативном ключе повлияла на сферу: подорожали запчасти, как и вся техника. Может, кто-то и улетал в эмиграцию на частном самолете, но люди выезжали рейсовыми самолетами. На борту, который стоит на регистрации в России, ты улетишь в Турцию, Узбекистан, Дубай, и то если пассажир или самолет не в санкционном списке: велась строгая проверка.

Блогером я стал потому, что летал интересные длинные маршруты, бывал в международных аэропортах — делал то, что мало кто делает. И решил снимать свои ролики на видео и выкладывать на ютуб — зрителям это стало интересно. Передать сам полет — показать трудности, с которыми мы столкнулись: людям интересно смотреть, мне — прикольно снимать.

Например, в этом году мы на Cessna 172 облетели Казахстан, Киргизию, Узбекистан. Еще была Камчатка, Байкал зимой — садились на лед, слетали на плато Путорана, на двух гидросамолетах слетали на север страны — в Норильск.

Сложно сказать, зачем стоит садиться за штурвал — у каждого человека свои ощущения. Мне кажется, это чувство свободы, что ты управляешь самолетом — в жизни что-то интересное и новое.

Фото: из личного архива Андрея Мельникова