Мы родились в Москве и всю жизнь здесь прожили. Любовь к старой Москве, тягу к искусству мы, наверно, впитали с молоком матери: в первый раз на выставку мы попали еще до того, как научились ходить. Оглядываясь на детство, я понимаю, что все оно было насквозь пропитано эстетикой старины. Барахолки, галереи, музеи, усадьбы, многокилометровые забеги по старой Москве были нашей повседневностью.
Мы классические гуманитарии. Я, Полина, с упором в вербальное — в тексты, слова, истории, Слава с упором в визуальное — фотография, видео, дизайн. Ну и пять языков на двоих в анамнезе, два из которых мертвые. После университета я успела поработать журналистом в изданиях об архитектуре и дизайне, а Слава снимала, в том числе митинги и протесты для «Коммерсанта». Это было время, полное суеты, поисков и даже адреналина.
Сейчас мы вот уже пять лет как курируем выставки и культурно-образовательную программу в самом крупном частном московском музее «Центр искусств. Москва». Там искусство окончательно и бесповоротно стало частью наших жизней. Побочный эффект работы над выставкой полотен из частных коллекций — постоянное общение с коллекционерами. И печальный вывод, что культура коллекционирования, которая именно в России когда-то была невероятно просвещенной, благородной, крепко связанной с меценатством, ныне в упадке. Коллекционеров мало, особенно среди наших сверстников, и это очень узкая социальная прослойка.
Мы часто апеллируем к дореволюционным временам, но это не от того, что мы занимаемся старыми вещами и, тем более, не от того, что мы вот эти вот ретрограды, считающие, что золотые времена всегда в прошлом. Нет, но именно революция почти полностью убила традицию передавать ценности через поколения. Убила преемственность.
Уверена, что инвестиция в искусство, даже в прикладное — в мебель, в фарфор, в предметы повседневного использования, выгодна не только финансово. Вы вкладываете в воспитание вкуса как в себе, так и в своих потомках, в своем окружении.
В кураторских командировках в Европу или в путешествиях по Италии мы видели семьи как из мира искусства, так и из совсем других сфер жизни, в которых не нарушена традиция преемственности, сохранена целостность цепочки поколений. И мы стали привозить оттуда какие-то небольшие предметы искусства в Россию, как будто с этими предметами можно вернуть что-то нами всеми утраченное.
Чтобы рассказывать о привезенных предметах, в апреле 2019 года мы завели блог «Другое дело». Слава делает для блога портреты вещей, и это именно портреты, потому что перед тем, как этот предмет сфотографировать, она детально погружается в его биографию, характер и облик. После того как она снимала протесты и митинги, потом архитектурные проекты и портреты творцов, снимать живопись и прикладное искусство для нее, мне кажется, как медитация.
Я обожаю исследовать провенанс — историю предмета. Обычно такие глубокие исследования делают для художественных произведений уровня Айвазовского или Петрова-Водкина, а на бытовые предметы внимания не обращают. А зря, потому что за столетними вещами могут скрываться по-настоящему кинематографичные и пронзительные истории.
Например, я исследую веджвудскую викторианскую брошь из графства Стаффордшир, а через полгода — британскую гравюру. И оказывается, что сын создателя броши состоял в крупнейшем Королевском обществе садоводов, в которое входила супруга гравера, создавшего ботанические иллюстрации для труда о британских растениях. Эта дама прожила 104 года, успев вдохновить художников на создание отдельного направления в живописи.
Истории десятков вещей начинают переплетаться, складываться, как пазлы, и это вызывает эйфорию. Всю историю человечества можно увидеть через призму материального наследия, а не через призму людских биографий, и это очень заманчивая перспектива. Потому что вещи не врут.
Мы ратуем не только за коллекционирование и антиквариат. Мы за все, что с душой. За крафтовые ремесла, за малый бизнес. Я думаю, что люди, решившиеся, несмотря ни на что, заниматься любимым делом, могут поддерживать друг друга, и в нашей стране это может работать лучше, чем государственная система.
Мы как кураторы чувствуем в себе силы поддерживать, например, художников и фотографов. До того как всех закрыли на самоизоляцию, мы успели провести pop-up выставку подруги, современной художницы. Во время пандемии в блоге мы рассказывали своей аудитории про малый бизнес наших друзей и знакомых — про кафе, цветочные лавки и дизайнерские мастерские одежды. Это важно делать, чтобы однажды не проснуться в мире бездушных корпораций.
Казалось бы, «Другое дело» — это виртуальная площадка для продажи старинных предметов. Но это не просто блог или антикварная лавка — это сообщество. Сообщество людей со схожими представлениями о прекрасном, сообщество, которое провоцирует настоящее культурное бурление с концертами и мастер-классами по каллиграфии в дружественном нам «Гравюрном кабинете», беседы с друзьями-антикварами и подписчиками, которые стали друзьями, в общем, с нетривиальными личностями.
Самая главная находка за этот год с небольшим — это люди. Мы не планировали открывать бизнес и не строили стратегий. Просто однажды увидели, что наше дело стало интересно другим. Через по-настоящему красивые вещи в нашей повседневности появились по-настоящему красивые люди. Эта взаимосвязь не случайна.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru
Фото: София Панкевич