, 4 мин. на чтение

Почему вы должны нас знать: создатели журнала о кино Ornament Маргарита Якунина и Светлана Храновская

Маргарита: Вопрос, как родилась идея сделать печатный журнал о кино, чаще всего застает меня врасплох. Я не была синефилом с детства и многие главные мировые шедевры посмотрела, лишь когда начала работать над первым выпуском журнала.

Долгое время меня увлекал театр, чуть позже — кино. Мне хотелось связать свою жизнь со сценой, съемками, но при этом в поиске себя в творчестве очень шатало. Мне не советовали поступать в 18 лет во ВГИК на режиссерский, говорили, что очень юная, нет жизненного опыта. Так я пошла в маркетинг и PR. Время учебы стало для меня переломным, казалось, что я отошла от своей мечты и двигаюсь в другом направлении. Но, что необычно, именно в тот момент начала резко раскрываться моя любовь к бумаге, типографике, дизайнерской верстке.

В 2015 году в России был пик появления изобилия красивых печатных изданий — русскоязычный Kinfolk, Veter, Cereal, Heim. Я скупала все выпуски, восторгалась уровнем и качеством журналов, но все равно не могла найти для себя тот, который увлек бы меня текстами — все писали про лайфстайл и slow living (способ жизни, пропагандирующий осознанность), а мне очень хотелось читать про кино.

Поэтому желание сделать свой собственный журнал о кино появилось неожиданно и шло именно с позиции читателя — я просто хотела сама взять этот идеальный выпуск в руки, ждать выхода каждого номера, коллекционировать их.

Сейчас, когда мы выпустили уже пять номеров, я все еще остаюсь в команде читателем: работаю над оформлением журнала с дизайнерами и иллюстраторами, а за тексты и работу с авторами отвечает Света, наш шеф-редактор.

Светлана: У меня нет увлекательной истории о том, как я с детства обожала кино и мечтала, когда вырасту, стать частью индустрии. Моя жизнь была очень далека от кинематографа. В поселке, где я росла, не было кинотеатра, и все новинки доходили до нас очень медленно. А если и доходили, то в виде пиратских дисков: когда фильм или мультфильм записан прямо из кинозала, перед камерой ходят люди, звук ужасный — слышно, как кто-то из зрителей кашляет или переговаривается. Таким не очень-то привлекательным было для меня кино, пока я не поступила в университет и не переехала в большой город. Тогда я начала смотреть чуть больше, но пик моей киномании случился, конечно же, уже во время работы в «Орнаменте».

А вот то, что я хочу быть частью проекта — им мог бы быть и не журнал, который рассказывает аудитории об искусстве, — я понимала давно. Первая попытка прикоснуться к этому желанию возникла, когда я училась на последнем курсе журфака. Тогда у нас появился предмет «Театр и СМИ», и я влюбилась в идею писать о спектаклях и театральных актерах. Найти площадку для реализации моих амбиций было не очень просто, и я решила сама ее создать. Попросила знакомого программиста сделать простенький сайт и позвала нескольких друзей в качестве авторов и фотографа. Так, буквально на коленке, мы создали онлайн-журнал о театре «Культурный». Тогда я вообще не понимала, как продвигать и монетизировать подобное СМИ, поэтому через полгода проект пришлось закрыть. Но идея быть частью чего-то подобного никуда не делась. И мне очень повезло, ведь через несколько лет в моей жизни появились Марго и «Орнамент».

Маргарита: На создание первого выпуска у нас ушло четыре года. За это время несколько раз менялся состав команды, переписывались тексты, менялась концепция журнала. Мне хотелось еще сильнее погрузиться в изучение кино, и я вернулась к своей мечте получить режиссерское образование и пошла учиться на полуторагодичную программу ВКСР.

Но, что интересно, в команде авторов у нас нет людей с кинообразованием: мы выбирали не киноведов и кинокритиков, а искали фанатов кино, синефилов с большой насмотренностью, журналистским образованием и хорошим слогом.

Светлана: Мне кажется, в том, что у нас и наших авторов нет киношного образования, будь то кинокритика или киноведение, есть преимущество. Стоит сделать ремарку: то, что у нас нет профильного киношного образования, не говорит о том, что мы дилетанты. Мы перманентно находимся в процессе самообразования: много смотрим, читаем, слушаем.

Отсутствие навязанных «так делай, а так не надо» и правил анализа фильма позволяет нам оставаться на одной волне с читателями, обычными зрителями, которым интересен не глубинный анализ подтекстов, а что-то более практичное и правда помогающее: например, в номере о «Твин Пиксе» мы составили фильмографию Дэвида Линча с подсказками, как смотреть каждый его фильм и на что обращать внимание, чтобы точно все понять, а во втором выпуске сделали понятный гайд по кинопремиям. То есть наша задача — помочь читателям-зрителям увидеть и понять чуточку больше, чем они понимали и видели до. Мы стараемся делать это в максимально простой и развлекательной форме.

Маргарита: Да, для такого формата есть даже отдельное название — edutainment (education + entertainment).

Многие зрители боятся фразы «авторское кино», им кажется, что оно сложное, скучное, не для всех, но каждым номером мы стараемся развеять это впечатление.

Не случайно темой первого номера мы выбрали творчество Уэса Андерсона — его «Отель “Гранд Будапешт”» никого не оставляет равнодушным, а «Бесподобного мистера Фокса» смотрят с детьми, при этом работы Андерсона — яркий пример современного авторского кино. Мы стараемся увлечь людей в более глубокое понимание авторского кино через разбор известных современных фильмов и сериалов.

Светлана: Буквально на днях мы забрали из типографии наш пятый номер, он посвящен творчеству Вуди Аллена. Для меня это был вызов (хотя я про каждый номер так говорю). Когда мы посмотрели все фильмы Вуди — а их количество уже перевалило за 50, — то поняли, что не можем отобрать для номера только несколько самых важных, нам хочется рассказать о каждом фильме. А еще затронуть какие-то дополнительные темы, чтобы читатель лучше понимал контекст, в котором работает Аллен; а еще же желательно добавить немного интертеймента…  Так у нас родилась идея сделать материал о «Ревущих двадцатых»: кутежная эпоха в США, которая завершилась Великой депрессией и которая ну очень нравится Вуди, хоть он в ней и не жил. И отдельная наша гордость — карта Манхэттена, на которой мы отметили места, где любил и все еще любит бывать Аллен: рестораны, клубы, магазины, парки. В общем, мне кажется, с задачей мы справились.

Номер о Вуди Аллене можно заказать на нашем сайте ornament-mag.com. Или, если будете в Санкт-Петербурге, можете заглянуть на второй этаж «Подписных изданий».

Фото: Даниил Овчинников