Знаменитый австрийский социолог Карл Мангейм считал, что для того, чтобы принадлежать к одному поколению, важно не просто быть современником, но прежде всего пережить значимые политические, социальные и экономические события именно в период собственного взросления.
Согласно Мангейму, именно эта база, полученная человеком в важнейший формативный период, определит его дальнейшие реакции на всю оставшуюся жизнь. Первый проректор Высшей школы экономики, руководитель лаборатории экономико-социологических исследований, профессор социологии и автор книги «Миллениалы. Как меняется российское общество» Вадим Радаев рассказал «Москвич Mag», что миллениалы (люди Y) и следующие за ними зумеры (люди Z) радикально отличаются от предшествующих поколений.
Что такое поколение?
Прежде всего возрастная группа, которая проходит через весь жизненный цикл: сегодня 20-летние, завтра 30-летние, послезавтра 40-летние. Это не просто люди определенного возраста, которые живут в определенное время, важно, что они проживают одни и те же важные события именно в период своего взросления.
Суть теории поколений, по классику социологии Карлу Мангейму, в том, что поколение — это не все мы, проживающие революции, войны, пандемию, а конкретно те, кто сталкивается с этими событиями в период становления, когда из подросткового периода человек переходит во взрослый (с 17 до 25 лет, сегодня этот возраст, видимо, отодвигается лет до 30). Именно в эти годы складывается характер человека, он начинает принимать важные жизненные решения, берет на себя ответственность, начинает действовать самостоятельно. Почему эти годы считаются формативными? Потому что они во многом определяют всю оставшуюся жизнь и те решения, которые человек принимает впоследствии. То, в какой ситуации индивиды взрослеют, является определяющим для характеристики поколения.
Например, развал СССР сильнее повлиял на то поколение, которому в то время было от 17 до 25, а не на их родителей и не на тех, кто был совсем детьми. Пандемию переживали все, и стар, и млад, и на всех она оказала определенное воздействие, но наибольшее влияние она оказала (и этот эффект еще предстоит увидеть) на тех, кто пережил ее в период своего взросления.
Следуя этой логике, я делю поколения не по формальным десятилетиям — шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники (хотя годы рождения у кого-то могут совпадать с десятилетиями), а по годам взросления. В таком смысле поколения — производные от того, что можно назвать политэкономическими циклами.
Было поколение, которое сформировалось в период Великой Отечественной и последующего восстановления СССР, в 1941–1950 годы, я его назвал мобилизационным. Затем пришло поколение оттепели, их становление пришлось на короткий период с 1956 по 1963 год. Их сменило поколение застоя, взрослевшее в брежневские времена с 1964 по 1984 год. Следующим стало реформенное поколение, взрослевшее до конца 1990-х в горбачевско-ельцинский период. С начала 2000-х и до 2014–2017 годов пришли миллениалы (Y). В них можно выделить старших миллениалов, для которых все было чудесно, и младших, кому уже пришлось сложнее в связи с изменением экономико-политических реалий. И, наконец, нынешнее поколение зумеров (Z) — те, кто родился начиная с 2000 года и постепенно смещает младших миллениалов, завершающих сейчас свое взросление.
Я делю поколения не по формальным десятилетиям — шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники, а по годам взросления.
Тем, кому сейчас 45+, могут очень остро переживать происходящее с Украиной, но наиболее сильное влияние эти события окажут не на них, а на тех, кто сейчас в старших классах школы, в университете, ищет первую работу — на нынешнее поколение Z. Причем разделить эффект от военных действий и пандемии в будущем будет невозможно, так как у тех, кто сейчас это проживает, происходит накопление этих воздействий.
И как это все отразится на младших миллениалах и зумерах?
Помимо прямых травматических последствий у тех, кому пришлось принять участие в боевых действиях и, возможно, пострадать самому, возникнет осознание, что мир сложнее, чем казалось еще недавно, и сформируется привычка жить в изменившихся непростых условиях.
Миллениалов, которые взрослели в 2000-е, упрекали в инфантилизме, в том, что они расслабленные, несамостоятельные, например продолжают жить с родителями во взрослом возрасте. Но их жизнь была стабильной, возможности становилось все больше, и молодые люди точно знали, что после вуза найдут работу в крупных городах, общее ощущение было, что жизнь удалась или удастся в скором будущем.
Но уже младшие миллениалы росли в других экономических условиях, а в пандемию они узнали, что у мира есть границы, и даже у дома могут быть границы. Это породило другое понимание жизни. А сейчас жизнь у них изменилась совершенно: кого-то мобилизовали, кто-то эмигрировал, кто-то внутри страны, но мир уже не открыт, как в начале 2000-х, и уже нельзя спокойно поехать учиться или работать, куда хочешь. Этот опыт им не забыть, как людям моего поколения никогда не забыть опыт пустых полок в магазине. Мое поколение жило в разные интересные времена, нас можно огорчить, но удивить все сложнее.
Думаю, младшие миллениалы и зумеры, которые взрослеют сейчас, будут менее нежными, чем старшие миллениалы, которые росли в один из лучших периодов в истории страны, когда казалось, что весь мир у их ног.
Те, кто попал в более травматичные условия во время взросления, по жизни потом будут более устойчивыми и резистентными к трудностям и неприятностям и менее нервными. Это как прививка — если от нее не заболел и не помер, то стал сильнее.
Зачем вообще изучать поколения?
Дело не в поколениях как таковых, дескать, выделили зумеров и давай их описывать. Выделение поколений — это инструмент, который позволяет понять, как меняется наша жизнь, попытка вычленить важные тренды. При сравнении более молодых (но уже взрослых) с предыдущими поколениями появляются дополнительные шансы понять, куда движется мир. Чтобы быть максимально объективным, в своей книге я сравнивал поколенческие группы между собой, используя количественные данные по множеству самых разных признаков. Причем я не только брал эти поколения в определенные годы (когда работают возрастные различия), но и приводил их к одному возрасту, привлекая данные за разные годы.
Различия между миллениалами (про зумеров еще рано говорить, они только вошли в период взросления) и предшествующими поколениями не только статистически значимы, но они не исчезают с приведением к одному возрасту.
Когда я изучал миллениалов, выяснил, что они более образованны, имеют более образованных родителей и лучше знают иностранные языки, чем предыдущее реформенное поколение. У них больше экранное время, но это все было ожидаемо. А дальше появились менее очевидные вещи. Миллениалы откладывают решения, традиционно ассоциируемые с взрослением: позже образуют семьи (неважно, гражданский или официальный брак), заводят отношения и первого ребенка.
Я брал поколение миллениалов в возрасте 27 лет и предыдущее реформенное поколение в этом же возрасте, и различие достигало десятков процентов. Приведу несколько примеров: среди реформенного поколения к этому возрасту в брак никогда не вступало 24%, а среди миллениалов — 41%, среди реформенного в эти годы не имел детей каждый третий (31%), а среди миллениалов — больше половины (54%). В возрасте 20 лет не было первого опыта беременности у 53% женщин реформенного поколения, а у миллениалок — почти у 80%.
Все эти базовые вещи — вступление в брак, рождение детей, первая беременность — миллениалами откладываются. Естественно, откладывается и выход на рынок труда, поскольку дольше учатся.
Интересно, что именно миллениалы сломали поколенческий тренд в отношении алкоголя. На протяжении всего периода обследования (с середины 1990-х до конца 2010-х годов) каждое следующее молодое поколение потребляло алкоголь больше предшествующего, а миллениалы и пить, и курить стали меньше. Хотя, казалось бы, и алкоголь в 2000-е стал качественнее, разнообразнее, доступнее и дешевле, но они почему-то снизили потребление.
Можно предположить, что они алкоголь чем-то замещают. У нас нет сопоставимых данных, чтобы это по России проверить, но есть данные по развитым странам, и там прямого замещения не зафиксировано.
А что у миллениалов с сексом?
Известно, что в развитых странах наблюдается тенденция устойчивого снижения интереса к сексу среди молодых, проще говоря, они реже занимаются сексом. Этот глобальный процесс наблюдается и в США, и в Европе, и в Японии, и в России. Почему так происходит, точно никто не знает, думаю, это не потому, что в сети сидят, а причина в изменении подхода к созданию пары. Отношения выстраиваются более сложным образом, для них характерно более бережное отношение к себе, а отношения — вещь рискованная.
Все базовые вещи — вступление в брак, рождение детей, первая беременность — миллениалами откладываются. В том числе и выход на рынок труда, поскольку дольше учатся.
Есть и еще один любопытный тренд: в реформенном поколении, не говоря о более старших, различие между мужчинами и женщинами было значительным по многим показателям, таким, как курение, алкоголь, социально-экономические параметры, как проводят досуг, работа и заработки и пр. У старших миллениалов еще видны сильные гендерные различия, хотя и в меньшей степени, а у младших гендерные различия по ключевым показателям фактически исчезают, становятся статистически незначимыми. Например, у миллениалов доля курящих снижается, но сокращается за счет мужчин. В результате гендеры сближаются, у следующего поколения зумеров это сближение еще сильнее. С алкоголем та же история. Это важный тренд, требующий дополнительных объяснений.
Как вы разделяли миллениалов внутри поколения?
Миллениалы — статистически самое крупное поколение в России. Сначала я их разделил на городских и сельских и сравнил, и различия были значимыми. Но если взять горожан и сельчан отдельно, то при сравнении с предшествующим поколением в своем типе поселения картина была примерно одинаковая: сельские миллениалы так же отличались от сельского реформенного поколения, как реформенные горожане от городских миллениалов. Это значит, что межпоколенческие сдвиги и в городе, и в селе похожи, хотя разрыв между селом и городом сохраняется и в XXI веке.
Затем среди миллениалов я выделил старших, которые взрослели в период с 2000-го по 2007-й, годы политической стабильности и экономического роста, а младшие миллениалы формировались в период с 2008 года (первый экономический кризис нового тысячелетия) и ближе к 2014 году, когда экономические и политические проблемы начали усугубляться. Позже к этому присоединилась пандемия 2020-го.
Но кроме экономических и политических изменений на рубеже 2010-х годов произошли общие для всего мира важнейшие события — взрывным образом за очень короткий период распространились новые пользовательские технологии. Сначала появились соцсети: в 2006 году запустились «Одноклассники», «ВКонтакте», в 2007 году появилась русская версия YouTube, в 2008 году — русскоязычный Facebook*. Потом стремительно распространились смартфоны, которые позволили всегда иметь доступ в интернет, а это уже совсем другая жизнь. «Серые» айфоны начали завозить в Россию в 2007 году (я тогда купил свой первый смартфон на Савеловском рынке), а официально стали продавать в 2008-м. В 2009-м появился WhatsApp, в 2010-м — Instagram*, в 2013-м — Telegram. Все это случилось буквально за несколько лет.
Младшие миллениалы, оказавшиеся в этой среде, вошли в нее гораздо проще и естественней, чем старшие. Это и породило своего рода раскол в среде миллениалов. Младшие миллениалы формировались в экономически более сложный, но технологически более продвинутый период. Я младших назвал «миллениалы 3С» (от слов «смартфоны», «соцсети» и «спад экономики»). Поэтому Y — неоднородное поколение. Например, миллениалы лучше знают иностранные языки, чем предыдущие поколения, но реальный скачок случился за счет младших Y. Именно младшие потащили вниз долю курящих, пьющих и рано вступающих в брак, а вверх — долю занимающихся спортом. Но, несмотря на такие внутренние различия, межпоколенческие все же сильнее. Миллениалы — первое поколение, которое не имело жизни в советский период. Это первое постсоветское поколение.
А какое поколение счастливее?
У молодых уровень счастья и удовлетворенность жизнью выше. Но это возрастное отличие, а не поколенческое. С возрастом счастье проходит.
Но есть ведущие страны, в которых эти графики представлены в виде параболы, там в пожилом возрасте уровень счастья опять возрастает. А в некоторых странах он и в средних возрастах не снижается. Но в России иначе — с возрастом становится меньше счастливых.
Понятно, что о зумерах говорить пока рано, но все же чем они будут отличаться от миллениалов?
Раньше я предполагал, что зумеры лишь ускорят тренды, принесенные миллениалами, но я не знал, что будет пандемия, случатся 24 февраля 2022 года и санкции. Какие у этого будут последствия, пока сложно сказать. Думаю, лет через десять мы увидим много дополнительных отличий. Но что я вижу уже сейчас, скажем, то, что молодые совсем по-другому учатся. Да, они умные, им интересно на занятиях, но для них характерна раздерганность, параллельная вовлеченность в несколько коммуникативных сред и неспособность к длительной концентрации. Параллельно с лекцией или семинаром они сидят в смартфоне, что-то смотрят и отвечают на сообщения. И для образования, и для работы это не очень хорошо.
Кстати, зумеры первые, кто был массово вовлечен в онлайн-образование с первых лет и прочно привык к работе онлайн. И полного возврата из этой ситуации уже ожидать нельзя. А как это потом на них скажется, покажет будущее, но влияние будет серьезным.
___________________________________________
*Принадлежат Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ.
Фото: из личного архива Вадима Радаева