Полный уход от реальности: как прошла московская светская неделя
В октябре все зачастили по музеям — тон задала Третьяковка с огромной выставкой «Николай Рерих», которую сами организаторы громогласно определили в блокбастеры. Но Рерих, между нами, вообще не Серов, народ его не знает и не понимает, так что было бы довольно оптимистично ждать схожего ажиотажа.
И все же на открытии яблоку упасть было особо негде. «Аж в горле пересохло», — с такими словами Юлия и Артем Акимовы покинули выставку одними из первых, когда Андрей Руденко, Екатерина Мцитуридзе и Маргарита Лиева с мужем Эдуардом Тараном только заходили в огромные залы новой Третьяковской галереи. Константин Крюков рассуждал о пассионарности с Катей Милединой, Алексей Боков — с Софико Шеварднадзе, в одном зале можно было встретить Игоря Чапурина и Машу Федорову, в другом — Вику Газинскую с Мадиной Гоговой. Светская явка первой значительной выставки нового директора музея Елены Проничевой явно удалась.
Многие из присутствующих говорили, что выставка выдающаяся и надо идти смотреть иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (действительно впечатляющий), а главное — огромный театральный задник к «Половецким пляскам», созданный Рерихом для Дягилева к постановке в Париже в 1909 году. Но были и те, кто с негодованием закатывал глаза на желтую краску, послужившую фоном для «Гималайской части» выставленного собрания, и, брызжа слюной, объяснял, почему разноуровневая развеска производит странное впечатление. Остальной народ безмолвствовал — Рерих как Рерих, при чем здесь развеска.
На фоне катастрофической новостной повестки выставка Еврейского музея про мир Кафки в искусстве вызвала куда меньше внимания — абсурда в нашей жизни и без Кафки нынче хватает и за глаза, и за уши. И напрасно: «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века» — выставка выдающаяся. Как вы можете догадаться, сам Кафка никаких картин не писал, но настроение его книг и эмоции героев передавали слишком многие — от Эгона Шиле и Казимира Малевича до Ильи Кабакова. Полина Киценко и Алиса Гребенщикова восторженно оглядывали каждый зал. Разговоры затихли, гости похватали наушники, вслушиваясь в рассказы Кафки, озвученные Виктором Сухоруковым.
Один зал напоминал про снежные метели, второй — про контору, забитую до потолка папками с документами, в третьем выбитые из реальности посетители утыкались в довольно точно определяющие повестку дня цитаты. Все отмечали, что невероятная кафкианская подача вообще не погружает в мрак и тоску, а скорее дает заряд энергии, как всегда бывает при столкновении с чем-то ярким и творческим. Выходили просветленными.
Искусство куда более прикладное ждало гостей презентации нового ювелирного бренда Ira Jewelry, запущенного одной из главных светских дам города Ириной Чайковской. Никакого золота и бриллиантов: в духе веселого рокерского Хеллоуина в украшениях нового бренда — черепа из бирюзы в наушниках и с крайне неполиткорректными сигарами. Ну они черепа, им можно. Как в старые добрые времена, на поддержку подруги на презентацию примчались и один из ех-главредов Vogue Виктория Давыдова, и модный стилист Лина Дембикова, и дизайнер Маруся Ильченко. Как выяснилось, веселых черепов из полудрагоценных камней городу сильно не хватало — коллекция разлетелась в первый же день.
А тем временем еще один отличный музей показал небанальную экспозицию: в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного». Идея — все могут хотеть купить Кандинского или Роберта Фалька (не все могут себе позволить, но сейчас не об этом), а вот для того, чтобы купить картину неизвестного художника или неподписанную и угадать за ней талант, нужно иметь чутье и хороший вкус. И вот тут кураторы как раз и собрали картины, авторы которых или неизвестны, или не сразу были атрибутированы. Ксения Соловьева и Светлана Бондарчук отправились смотреть первыми.
Тем временем ресторан Антона Пинского и Владимира Чистякова Rocky2 отметил первый день рождения — был повод вспомнить, как на его запуске гуляли Филипп Киркоров, Андрей Малахов, владелец РБК Григорий Березкин и Вика Манасир с полным столом таких же любительниц чистых камней и прочего тяжелого люкса. Первый день рождения прошел куда скромнее — вечное сравнение Елены Пинской с Ириной Зарьковой в этот раз оказалось явно не в пользу хозяйки вечера. Зато уже давно легендарный ресторатор Александр Соркин, ставший еще год назад партнером проекта, сел за рояль, Алина Буре сверкнула загаром, модный нынче блогер Алина Шпак рассказала о том, что есть можно все, но лучше не нужно — в общем, скучать не пришлось.
Зато во всех отношениях блестящие девушки собрались буквально за углом на открытие нового ресторана Capo от холдинга Gourmet Alliance — тут тяжелый люкс по приглашению Posta Magazine представляли Ксения Лукаш и Анна Антимоний, наряды Наташи Максимовой и Инги Бергман слепили глаза, самые красивые пары города были традиционно представлены Михаилом Кучментом и Миланой Королевой, Акимовыми и Андрикопулосами. За богемный шик отвечали актрисы Елена Дудина, Ольга Зайцева, Анна Александрова и Рената Пиотровски, за чувство юмора собравшихся — Евгений Бороденко. В рамках этикета нового времени гости обсуждали лишь погоду, документалку про Бекхэмов и новые откровения Бритни Спирс. Заодно упомянули меню ресторана Capo, не только похвалив гребешок в соусе личи-юдзу, но и отругав кухню за наличие лука — хотя без лука в Москве, кажется, готовят только мороженое (впрочем, это неточно).
Не менее красивый десант открыл еще одну нашумевшую выставку — «Куплю гараж» от Музея Москвы и Музея транспорта. Дарина Алексеева и Ксения Соловьева умиленно рассказывали о том, как мечта каждого советского автолюбителя становилась также его мастерской, закрытым клубом, кружком по интересам, баром, кабинетом и местом хранения буквально всего, что было лишним в доме, но рука не поднималась выкинуть. Красивые девушки, зажав под мышкой сумочки Chanel, увлеченно рассказывали про пятилитровые банки с огурцами и мешки картошки, дивясь на самопальные джинсы, которые шились в гаражах на машинках «Зингер». Казалось бы, кто сейчас помнит о таком, но выставка оказалась полна самых фотогеничных уголков, заполненных старыми радиолами и сервизами «Мадонна». На открытии подавали пиво и сосиски в тесте, музыку ставил модный нынче Гриша Туманов, кругом стояли самые обаятельные ретроавтомобили, можно было почитать, на каких машинах ездили Валерий Чкалов, Михаил Пришвин и Владимир Маяковский, желтая «Волга» сразу стала всеобщим объектом желания — отрыв от реальности был полным.