Ровно 140 лет назад в Москве родился выдающийся русский авангардист Владимир Татлин
«Владимир Евграфович Татлин, конечно, явление особенное. Ни на кого не похож, ни внешне, ни внутренне. Излучает талант во всем, за что бы ни брался», — писала о нем художница Валентина Ходасевич. Татлин родился в Москве 28 декабря 1885 года в семье дворянина. После смерти матери семья переехала в Харьков. Дальше было то, что Гете называл «годы странствий». Бегство из дома в 13 лет, служба юнгой на кораблях Черного моря и путешествия по Востоку, попытки получить художественное образование, которые быстро заканчивались, бедность, верные друзья и жизнь, полная приключений. К 25 годам Татлин прочно вошел в ряды русских авангардистов, дружил с футуристами Хлебниковым и Маяковским и сотрудничал с множеством художественных объединений.
В 1914 году он участвовал еще в одном приключении, поехав в Берлин с выставкой прикладного искусства. Ехал он не как автор, а как экспонат — изображал слепого певца-бандуриста. Из Берлина Татлин рванул в Париж и лично познакомился с Пикассо. Общение с мастером стало открытием — Татлин вернулся в Россию с почти готовой теорией современного искусства. По его мнению, оно должно опираться на вещную, осязаемую основу мира. Каждый предмет, материал и его фактура таят в себе огромные выразительные свойства. Бытовые вещи, одежда, техника — все это и есть искусство. Художнику надо только обнаружить это. Так появились знаменитые контррельефы Татлина, где использовались куски обоев, жестянки из-под табака и прочие мелочи. Потом к этой теории добавилась идея о плоской обратной перспективе русской иконы и технических опытах Леонардо да Винчи. Все это явно противоречило идеям мэтра авангардизма Малевича, проповедовавшего примат геометрии, цвета и чистого умозрения. Конфликт между двумя гениями вошел в историю русского искусства. Говорят, однажды Татлин выбил из-под Малевича стул и посоветовал сидеть на чистой геометрии. Малевич в долгу не остался и плел козни. Одно время художники даже закрывали окна своих мастерских плотными шторами в страхе перед нападением.
Разумеется, революцию Татлин встретил с восторгом. Как признанный лидер революционного авангарда он стал председателем Московской художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Работая в одной мастерской с конструктивистами братьями Весниными, Татлин страстно увлекся архитектурой. Тогда он и предложил проект здания-памятника в честь III Интернационала. Макет знаменитой башни Татлина произвел фурор. Презентацию посетил Ленин. В Европе заговорили о появлении нового художественного направления — татлинизма. Сам Татлин был нарасхват. Он проектирует одежду и посуду, ставит спектакли, собирает выставки и пишет теоретические статьи. «Не к старому, не к новому, а к нужному! — призывал он. — Вещь должна быть прочной, полезной и красивой».
В 1925 году именно макет башни Татлина был представлен на Международной выставке декоративных искусств в Париже, где вызвал настоящий фурор. Немецкая пресса назвала проект «идеальным слиянием радикальной эстетики с насущными требованиями революционного общества». В ответ Наркомпрос разрешил строительство башни. Татлин ликовал. Но Малевич не дремал и обвинил соперника в растрате бюджетных средств. Художнику пришлось уехать в Киев, а строительство башни так и не реализовалось. Не сохранился даже ни один из трех авторских макетов башни. Зато архитекторы всего мира отлично помнят русского Леонардо и до сих пор используют его концепцию архитектуры как движущейся живой материи. Макеты башни стоят по всему миру, в том числе в главной столовой Оксфордского университета. В Москве в 2002 году такой макет установили на крыше здания «Патриарх» в Ермолаевском переулке.
Между тем в Киеве в обстановке глубокой секретности Татлин начал работу над еще одним шедевром — орнитоптером, вдохновленным чертежами Леонардо да Винчи. Поэт и друг Велимир Хлебников подарил аппарату название — «Летатлин». В начале 1930-х годов уже в Москве Татлин закончил орнитоптер в колокольне Новодевичьего монастыря. Это был пик его карьеры и славы. В 1931 году он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, а в 1932-м организовал авторскую выставку в ГМИИ им. Пушкина, где показал и «Летатлин».
Увы, слава быстро сошла на нет. «Летатлин» так и не взлетел. Политическая атмосфера в стране изменилась, и авангард оказался вне закона. Татлин погрузился в сценографию и станковую живопись для себя. Когда видишь поздние работы мастера, кажется, что их автор совсем другой человек. В 1948 году Татлина объявили антинародным художником. Он пытался защищаться, но стало только хуже. Его изгнали отовсюду, и только друзья-архитекторы помогли устроиться консультантом в проектной мастерской. «Это художник, умерший за 20 лет до своей смерти», — писали о нем позже. Вплоть до рождения русского андерграунда в 1960-х имя Татлина было почти полностью забыто. И зря.
Сейчас в центре «Зотов» проходит большая выставка «Татлин. Конструкция мира». Она продлится до 22 марта.
Фото: открытые источники

