Взрыв на перегоне Угловка — Алешинка в Бологовском районе Тверской области случился 27 ноября 2009 года в 21.30. Пассажиры средних и головных вагонов поезда «Невский экспресс», шедшего из Москвы в Санкт-Петербург, почти ничего не почувствовали. Вроде как раздался резкий звук, мелькнула какая-то вспышка (как потом выяснилось, это последний вагон взлетел над рельсами и оборвал линии электропередачи), и поезд резко затормозил. Машинист объявил, что состав продолжит движение примерно через час. Все успокоились и стали шутить, что на пути вышел лось. Но лось был ни при чем.
Как установило следствие, события развивались так: взрыв, вырвавший около 50 см рельсового полотна, прозвучал под головным электровозом. Особенного вреда составу он не причинил. Благодаря высокой скорости (190 км/ч) и электровоз, и головные вагоны проскочили поврежденный рельс. Однако место схода по мере продвижения по нему состава продолжало разрушаться, пока не привело к катастрофе. Больше всего пострадали пассажиры последнего вагона, шедшего под №1. Он высоко подскочил, рухнул на опоры и замер в вертикальном положении в 10–15 метрах от пути. Предпоследний вагон тоже сошел с рельсов и покатился в сторону. Когда приехали спасатели, он лежал на боку в 130 метрах от места схода. Третий от конца вагон частично сошел с рельсов, но не отцепился от состава и остался на путях.
Один из жителей поселка Лыкошино, в числе первых пришедший на помощь пострадавшим, вспоминал: «Войдя в вагон через двери заднего тамбура и посветив фонарями внутрь, мы сначала не поняли, куда вообще попали. Вагон, не считая трех сдвоенных кресел у самой двери, был пустой, как комната перед ремонтом. Только приглядевшись, мы увидели, что вся его внутренняя начинка съехала в переднюю часть, образовав там плотно спрессованную кучу из кресел, багажа и человеческих тел. Эту массу мы и начали разгребать, вытаскивая из нее в первую очередь тех, кто еще стонал».
Так сразу возникла версия о неисправных креслах. Незадолго до катастрофы надежные кресла российского производства были заменены алюминиевыми конструкциями из ФРГ. И хотя в РЖД уверяли, что кресла прошли все необходимые экспертизы, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта запретила эксплуатацию всех вагонов, где они использовались.
В трагедии «Невского экспресса» погибли 28 человек и не менее 132 получили травмы. Журналисты отмечали, что сход вагонов произошел в таком месте, где поблизости не было асфальтированных дорог. В результате медикам пришлось добираться 7 км по вконец размытой грунтовке, а последние 2–3 км и вовсе преодолевать пешком «по колено в грязи, под дождем». В итоге первые машины скорой помощи прибыли на место крушения только через полтора-два часа.
На следующий день, когда вовсю шло расследование произошедшего, в 14.00 раздался второй взрыв. Самодельное взрывное устройство было заложено у линии электропередачи в нескольких метрах от железнодорожного полотна. По всей видимости, террористы рассчитывали на поражение официальных лиц, прибывших на место аварии. Это бы и случилось, если бы устройство сработало в полную силу. В результате второго взрыва председатель СК Александр Бастрыкин получил черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. Вместе с ним пострадали еще несколько человек, но никто не погиб.
Уже 2 декабря 2009 года на портале «Кавказ-Центр» было опубликовано заявление о том, что ответственность за теракт берут на себя «кавказские моджахеды» и лично Доку Умаров. А в начале марта 2010 года для задержания подозреваемых в теракте была проведена спецоперация в ингушском селе Экажево. При оказании вооруженного сопротивления погибли пятеро организаторов взрыва, еще 10 человек были арестованы и осуждены на 7–8 лет лишения свободы.
Фото: Илья Питалев/МИА «Россия сегодня»