Ровно 15 лет назад в Домодедово развалился Ту-154. Два человека погибли
Собранный в 1992 году на самарском заводе «Авиакор» самолет Ту-154М имел сложную судьбу. Он уже терпел вынужденную посадку в 1998-м, его двигатели несколько раз ремонтировали, самолет кидали между разными авиакомпаниями и сдавали в аренду за долги. Наконец, он простоял без полетов девять лет и только в 2009-м вернулся в небо. Теперь он принадлежал авиакомпании «Авиалинии Дагестана».
4 декабря 2010 года самолет вылетел из Внуково в Махачкалу в 14.08. На борту находились 160 пассажиров и 9 членов экипажа. Командиром воздушного судна был опытный пилот с 17-летним стажем Закоржа Закоржаев. Примерно в 14.16 на высоте 6500 метров бортинженер зафиксировал перебои в подаче топлива на все три двигателя. На высоте 9000 метров первый и третий двигатели замолчали, а у второго катастрофически упали обороты. При этом отказали генераторы и многие навигационные приборы. Командир принял решение об экстренной посадке. Садиться решили в Домодедово. По счастью, работа второго двигателя быстро восстановилась, но садиться надо было все равно.
Метеоусловия в тот день были ужасные, туман висел на высоте 150 метров. Машина с выключенными приборами и при отсутствии видимости шла почти на ощупь. Управление взяли диспетчеры с земли, однако посадочный радиолокатор не работал и команды были приблизительными. На высоте 190 метров внезапно случилось обледенение самолета, что сделало его, как говорил Закоржаев, «нелетучим». Тут же выяснилось, что над полосой дует сильный боковой ветер. Почти неуправляемый самолет сносило вправо. Командир стал заходить на полосу, но самолет задрожал, и крен пришлось уменьшить. Все эти маневры шли на высоте 20–30 метров, что говорит о высоком профессионализме экипажа. В итоге в 14.36 самолет удалось мягко посадить на грунт. Все было бы хорошо, если бы колесо шасси не попало в яму. Тут же оторвались все три шасси, и самолет пополз на брюхе. Он пересек полосу, столкнулся с земляным валом и разрушился. Лайнер остановился в девяти метрах от железобетонного забора аэропорта.
В результате погибли два пассажира, сидевших впереди салона — брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов и мать судьи Конституционного суда РФ Роза Гаджиева. Еще 83 человека получили травмы.
Следствие решило, что «авиационное происшествие с самолетом произошло вследствие ошибочных действий экипажа» из-за непреднамеренного выключения бортинженером подкачивающих насосов во время набора высоты. Командир был приговорен к трем годам условно, но освобожден в зале суда по амнистии.
Фото: Андрей Стенин/РИА Новости

