Су-27УБ пилотировался ведущим группы гвардии полковником Игорем Ткаченко и штурманом 237-го ЦПАТ гвардии полковником Игорем Куриленко. Одноместный Су-27 пилотировал подполковник Виталий Мельник. Су-27 получил удар по хвостовой части, что привело к пожару в двигательном отделении. Подполковник Мельник понял, что самолет с неработающими двигателями падает в поле, включил катапульту и благополучно приземлился.
Самолету Су-27УБ повезло меньше. Удар пришелся на кабину пилота. По всей видимости, в этот момент Ткаченко получил тяжелую черепно-мозговую травму и тут же погиб. Самолет потерял управление, вся его носовая часть была разрушена. Куриленко находился в задней кабине и благополучно катапультировался (парашют запутался в ветках дерева, откуда штурмана пришлось снимать, но в целом его состояние не вызывало опасений).
В следующее мгновение сработала автоматика, и кресло Ткаченко тоже выбросило из самолета. Однако, вылетев из кабины, кресло тут же столкнулось с самолетом Мельника. Заголовник кресла оказался смят, и парашют не раскрылся. В результате тело Ткаченко удалось обнаружить в поле у деревни Захарихи только спустя пару часов.
На этом драма в воздухе не закончилась. Неуправляемый Су-27УБ упал на один из участков садового товарищества «Сосны» под деревней Белозерихой. Начался мощный пожар. Пятеро жителей «Сосен» пострадали, в том числе и Ольга Елизарова, оказавшаяся в эпицентре пожара и получившая ожог 80% поверхности тела. 21 августа она скончалась в больнице.
Авиасалон МАКС-2009 открывал лично Владимир Путин, предложивший почтить память Ткаченко минутой молчания. «Эта трагедия еще раз напоминает нам о том, что даже сегодня, в наши дни, когда, казалось, мы можем все, небо остается уделом людей мужественных, смелых, которые ничего не жалеют для своего любимого дела», — сказал Путин. Полковник Ткаченко символично погиб 16 августа, в День Воздушного флота России.
Авиационная группа высшего пилотажа ВВС России «Русские витязи» была образована в 1991 году и вплоть до 2006-го единственная в мире выполняла высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель». Игорь Ткаченко вошел в основной состав «Русских витязей» еще в 1993-м и стал долгожителем группы. В течение 17 лет он занимался высшим пилотажем, причем последние восемь лет был неизменно ведущим группы. Несмотря на то что следственная комиссия Минобороны признала причиной катастрофы в том числе и человеческий фактор, гвардии полковник Игорь Ткаченко посмертно был представлен к высшей награде России — званию Героя Российской Федерации.
Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости