Ровно 20 лет назад после вылета из Домодедово взорвались два самолета, погибли 90 человек
Самолет Ту-134А-3, рейс WLG1303 Москва — Волгоград вылетел 24 августа 2004 года из московского аэропорта Домодедово в 22.30. На борту были 34 пассажира и 8 членов экипажа. Среди пассажиров была женщина, представившая документы уроженки Чечни Аминат Нагаевой.
На час раньше, в 21.35, из Домодедово вылетел самолет Ту-154Б-2, рейс SBI1047 Москва — Сочи с 38 пассажирами и 8 членами экипажа на борту. На этом рейсе летела пассажирка, зарегистрировавшаяся как чеченка Сацита Джебирханова.
Этому, как потом выяснило следствие, предшествовали некоторые события. Подруги из одного села Сацита и Аминат незадолго до 24 августа выехали в Баку для закупки товаров в сельский магазин. Оттуда женщины перебрались в Махачкалу и сели на поезд в Москву. Следствие никогда не утверждало, что самолеты взорвали именно они. Вполне возможно, что Аминат и Сацита были убиты, а по их документам на борт поднялись профессиональные террористки. В аэропорту Домодедово капитан милиции Михаил Артамонов задержал Нагаеву и Джебирханову, но тут же отпустил их — документы женщин были в полном порядке, ни по каким базам их имена не проходили. Обе были одеты легко и подозрений не вызывали, скорее всего, взрывчатку они получили позже. Однако когда Артамонову и другим сотрудникам аэропорта показали фотографии реальных Нагаевой и Джебирхановой, их никто не опознал. В Домодедово, по всей видимости, находились другие женщины.
Так или иначе, чеченка с документами Аминат спокойно купила билет в Волгоград, а вот на рейс в Сочи продажа билетов была уже закрыта. Женщине с документами Сациты пришлось обращаться к местному решале Армену Арутюняну, который за 2 тыс. рублей посоветовал ей купить билет до Сочи на завтра и перерегистрировать его на сегодня — абсолютно законная процедура. Чтобы оформить перерегистрацию на рейс, Арутюнян обратился к представителю авиакомпании Николаю Коренкову, который за услугу взял половину гонорара — 1 тыс. рублей.
Обе чеченки благополучно прошли контроль и сели в свои самолеты. В 22.54 рейс 1303 Москва — Волгоград исчез с экранов радаров — так бывает, когда конструкция самолета разрушается стремительно без потери высоты и каких-либо маневров. Взрыв произошел в хвостовой части, отчего машина развалилась и с высоты 8,1 км упала неподалеку от села Бучалки Тульской области. В 22.53 раздался взрыв и на рейсе 1047 Москва — Сочи. Еще две минуты самописцы записывали переговоры пилотов, пытавшихся спасти самолет. Но в борту была огромная дыра, хвост в конце концов оторвался, самолет потерял управление и в 22.55 рухнул в районе поселка Глубокий Каменского района Ростовской области. Ни у кого на борту шансов на спасение не было.
Осенью того же года ответственность за взрывы в самолетах взял на себя Шамиль Басаев, однако следствие не установило никаких связей между ним и терактами. По итогам суда виновными были признаны Михаил Артамонов (7 лет колонии, вышел через два года), Армен Арутюнян и Николай Коренков (оба получили полтора года колонии и отсидели сроки полностью). Родственники погибших не считают наказание справедливым. Мать одной из жертв так объяснила свое отношение к приговору Артамонову: «В какой-то степени он, конечно, виноват, но не только он. Почему в Махачкале не было никакого досмотра пассажиров, почему не привлекли никого из администрации аэропорта? Я бы вообще его оправдала, его просто подставили, сделали из него козла отпущения». В 2016 году следствие пытались возобновить по просьбе родственников, но СК отказался это сделать.
Фото: Сергей Венявский/РИА Новости