Ровно 65 лет назад в Шереметьево произошла авиакатастрофа самолета Austrian Airlines - Москвич Mag
Ольга Андреева

Ровно 65 лет назад в Шереметьево произошла авиакатастрофа самолета Austrian Airlines

2 мин. на чтение

Вечером 26 сентября 1960 года погода в аэропорту Шереметьево была не самая хорошая. Накрапывал дождь, над посадочными полосами лежал легкий туман, поддувал ветер, а облачность начиналась на высоте 180 метров. При такой погоде полеты все еще разрешаются, но для посадки она не очень удобна.

Около половины седьмого вечера самолет австрийской авиакомпании Austrian Airlines подлетал к посадочной полосе. Он совершал рейс Вена — Варшава — Москва, на его борту находились 31 пассажир и 6 членов экипажа. Воздушное судно Vickers 837 Viscount было новеньким (его первый рейс состоялся в феврале того же года), а британская компания Viscount славилась своей надежностью. КВС самолета, 36-летний Эрвин Вильфинг, был опытным пилотом, но в Шереметьево летел второй раз в жизни.

В 18.36 самолет начал заход на посадку с высоты 400 метров. Его поймала радиолокационная станция аэропорта. Все было штатно. Однако на расстоянии 12 километров от полосы глиссадный локатор самолет не поймал. Это могло означать только одно — вместо положенной высоты не ниже 200 метров воздушное судно шло на высоте около 100 метров. С 18.40 экипаж на связь не выходил.

Как потом установило следствие, за 11 километров от полосы самолет внезапно задел верхушки деревьев на высоте 20 метров. Пилоты попытались поднять машину, но скорость уже упала, а деревья оторвали левый закрылок, и самолет давал сильный крен влево. Через 150 метров самолет снова начал резать стволы деревьев уже на высоте 15 метров. Почти 200 метров самолет летел через лес, разрушаясь, пока не упал вблизи деревни Крюково. 27 человек погибли на месте, еще четверо умерли в больнице. Выжили только стюардесса и пять пассажиров.

Падение совершенно нового самолета, произведенного одной из лучших авиакомпаний мира, выглядело довольно странным. По данным следствия выходило, что никаких технических отказов бортовых систем не было и в помине. Формальной причиной катастрофы была неправильная высота самолета: вместо заявленных 200 метров он летел на высоте 20 метров. При этом данные переговоров показывали, что вплоть до столкновения с деревьями пилоты были уверены, что с высотой у них все в порядке.

По всей видимости, дело упиралось в ошибку в настройках высотомеров. Их на борту два. При этом один из них в момент катастрофы показывал давление 990 мбар относительно уровня аэродрома, а второй показывал давление 1013 мбар относительно уровня моря. Вообще-то Шереметьево расположено на высоте 192 метра над уровнем моря. Таким образом, разница в показаниях высотомеров составляла как раз те самые потерянные 200 метров. Согласно обязательным процедурам, оба высотомера должны показывать одно и то же, но почему-то Вильфинг эти процедуры нарушил.

В итоге следствие вынуждено было развести руками. Причину того, почему пилоты в последний момент оказались на 200 метров ниже курса, так и не установили. А между тем для авиакомпании «Викерс» крушение ее самолета в Шереметьево было единственным за всю ее историю.

Фото: commons.wikimedia.org

Подписаться: