Генеральный директор «Киноагентства Валле Рич продакшн» Максим Катков уверен, что есть масса способов, как сэкономить деньги в кино — для этого и существует его компания.
Как вы основали ваше киноагентство?
Я начал работать в кино в начале 2000-х годов, вел весь процесс, от сшивания сценариев до сдачи фильма на ОТК канала, в должности заместителя директора кинокартины.
Став исполнительным продюсером, понял, что мне чего-то не хватает: непонятно, чем завершается профессия в карьере. Задал себе вопрос: какая шапка этой профессии — генеральный продюсер? И что у этого продюсера в багаже останется? Только проекты, которые он делал, титры, большая зарплата, громкие имена, прочие блага? Хочется же оставить след, достижение. Я влюблен в кинопроизводство, и мне хотелось создать что-то полезное для развития своей профессии. Вся работа продюсера — это 24 часа разговоров и поисков по знакомым. Мне стало интересно, почему нет такого ресурса, в который можно было бы заглянуть как в записную книжку. А у меня с 2008 года накопилась база объектов — некая интеллектуальная собственность, которая может работать. А значит, должна приносить прибыль. Сначала я создал базу объектов, потом контактную базу ресурсов, которыми пользуюсь — камеры, еда, администраторы, персонал, транспорт и павильоны.
Как пользоваться вашей базой?
На сайте kinoagentstvo.ru в строке «поиск» вводите, например, «квартира СССР для съемок», и вам выдаются все варианты, где знают, что такое съемочная группа в квартире. Проще говоря, доступные для съемок.
Моя база — прежде всего кинопроизводственная — лайфхак для киношников, благодаря которому можно быстро узнать, разместить и продать — и все это бесплатно.
Моя работа — это организация съемок, согласование съемок на территории города Москвы, получение разрешений от соответствующих организаций, разработка и поиск локаций, то есть когда их нет в базе, а надо найти. А еще привести их в порядок после работы съемочной группы, что, несомненно, интересно всем собственникам.
Сегодня мы нашли Семипалатинск в Подмосковье (недалеко от Калуги) и будем снимать там «ядерный взрыв». То же самое с интерьерами — рестораны, офисы, квартиры, дачи, больницы. Прежде всего мы работаем на художника-постановщика, именно он отвечает за создание образа и защищает его перед режиссером и оператором.
Сколько лет вы уже существуете?
Первый дизайн нашего сайта появился в 2010 году, я был тогда директором сериала «Универ». Когда я пришел в кино в 2000-х, понятие «локейшн-менеджер» только появилось, и сейчас, читая лекции студентам, вспоминаю, как этот термин «приехал» из-за границы. Иностранцы просили эту должность для съемочной группы в России в конце 1990-х. Мы тогда были первыми.
Сейчас уже десятка два, наверное, аналогичных сайтов существует. Они специализированы и заточены исключительно под локации, а у меня получился такой огромный «веб-комбайн», там есть и «доска объявлений кино» с последней информацией о кинопроизводстве, где очень много посещений. Там перечислены вещи, ежедневно необходимые в кинопроизводстве. В том числе и все конкуренты, все локации, если не нашли у меня: «Вот, ищите в этой свалке!» Названы все ренталы, все фотостудии. Есть миллион способов, как можно сэкономить деньги. Надо только сесть, поискать, и ты найдешь все, что угодно.
Чем можете похвастаться? Ваши главные достижения?
Мы первые в мире выпустили учебник по профессии «Менеджмент подготовки кинолокаций, или Кто такой локейшн-менеджер». В нем раскрыты тайны профессии. В этом году ВГИК после моего мастер-класса обратил на нас внимание и решился дополнить курсы по профессии. Теперь, вероятно, помимо РАНХиГС я и во ВГИКе начну читать лекции, потому что рынок развивается, появляются сегменты профессии, которые раньше, как ни странно, якобы не существовали. Считалось и до сих пор иногда так считается, что в кино работают несколько человек: режиссер, оператор, продюсер, сценарист и ассистент режиссера — хлопушка. Этим профессиям учат в киновузах. А на деле давно существуют тонкости и профессии, которым нигде не учат. И нет такого факультета, который готовит спецов по локации. Учебник, который мы выпустили в ковид, я успел развезти по продюсерам, и они написали на него замечательные рецензии.
Еще одно мое достижение — я создал Гильдию продюсеров и локейшн-менеджеров по подготовке кинообъектов. Попасть туда непросто, принимаем только людей, идущих в профессию с открытым сердцем, не интригующих и не считающих, что им все должны. Главная цель гильдии — зарегистрировать профессию, обозначить зоны ответственности и создать регламент работы. Создание регламента собственного труда — это некая база для будущего профсоюза, потому что менеджеры подготовки абсолютно ничем не защищены. У них ненормированный рабочий день, они могут днем ездить искать объект, а ночью у них съемки. Как хочешь, так и крутись.
Вот, к примеру, студент ВГИК окончил, а в чем заключается профессия, как достичь в ней успеха? Вам сразу не дадут вести проект мирового или международного уровня типа «Холопа», например. Вам дадут какую-нибудь бодягу типа сериала для непонятной кнопки, и ты должен будешь 10 лет пахать. И неясно, что же ты должен уметь, какими навыками обладать, чтобы получать оклад больше, и каким будет твой карьерный рост. Вот это все расписано в учебнике и является стимулом для развития. К тому же гильдия — инструмент связи с государством.
Похвастаюсь еще тем, что наши сотрудники первые в России, кто преподает в РАНХиГС по этой профессии. Мы разработали учебную программу, как для студентов, так и для школьников. Участвуем во всех киношных выставках. В прошлом году даже умудрились провести форум «Как привлечь кино в регионы», что нужно сделать, чтобы приехали киношники и получили рибейт.
И как привлечь в кино рибейт?
Ошибка, которую совершают в регионах чаще всего — покупают дорогую технику, которая потом лежит. А на самом деле нужно заниматься персоналом. Самое дорогое — это персонал, большую часть которого везут из Москвы. Есть же профессии в кино, которые не требуют каких-то наработанных определенных знаний, их можно прямо на месте нанять, и это серьезная экономия.
А еще я создал приложение «Киноагентство» — поиск локаций с применением искусственного интеллекта, которое выиграло в этом году региональный конкурс стартапов и доступно в Google Play. Сейчас ищем инвесторов и пробуем получить гранты на доработку.
Но это не личный пиар. Личный пиар — дело сомнительной необходимости, а вот пиар того, что кинокомпания, покупая наши услуги, оказывает большую помощь и участвует в системе образования и улучшении рынка услуг — это факт.
Фото: Дима Жаров