Это вторая крылатая фраза, которую подарил русскому театру и русскому языку Константин Станиславский. Первая — знаменитое восклицание «Не верю!», в честь которого написаны тома исследований.
С 2001 года на Московском Международном кинофестивале ежегодно вручается специальный приз «Верю. Константин Станиславский» — «за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского». Эту фразу революционер русского театра громогласно произносил на репетициях, когда чувствовал, что актер недостаточно вжился в роль.
Со второй фразой все сложнее. В литературном наследии Станиславского слова «театр начинается с вешалки» не встречаются. Нет и никаких свидетельств, что он эту фразу когда бы то ни было произносил. Однако 23 января 1933 года Станиславский обратился к цеху гардеробщиков МХАТ с письмом, в котором благодарил их за поздравления с 70-летием: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей… ».
Эта мысль Станиславского не была простой вежливостью, а составляла важнейшую часть его проповеди новой театральной этики. Революция Станиславского началась не со знаменитой системы работы актера над ролью, но с радикально нового для конца XIX века отношения к театру. Станиславский требовал от актера интеллигентности, образованности, ума, тонкого и благородного отношения к жизни, людям и искусству. Однако стиль тогдашней театральной жизни с ее властью антрепренера, чисто коммерческим цинизмом и полным бардаком закулисья просто не позволял такому актеру родиться на свет. Создавая новый театр вместе с Немировичем-Данченко, Станиславский действительно начинал его «с вешалки».
В своей книге «Этика» революционер мирового театра требовал создать не балаган, а храм, где все подчинено одной цели — служению искусству. «В театр нельзя входить с грязными ногами, — писал Станиславский. — Грязь и пыль отряхайте при входе, калоши оставляйте в передней вместе со всеми мелкими заботами, дрязгами и неприятностями, которые портят жизнь и отвлекают внимание от искусства. Отхаркайтесь прежде чем войти в театр. А войдя, уже не позволяйте себе плевать по всем углам. Между тем, в подавляющем большинстве случаев, актеры со всех сторон вносят в театр всякие житейские мерзости, сплетни, интриги, пересуды, клевету, зависть, мелкое самолюбие. В результате получается не храм искусства, а плевательница, сорный ящик, помойка».
Так что фраза «театр начинается с вешалки», может быть, никогда и не была произнесена Станиславским именно в этом виде.
Фото: Иванов Олег/ТАСС