, 6 мин. на чтение

«Сейчас государство взялось и за маркетплейсы» — эксперт по сертификации Луиза Александрова

По этикетке можно узнать подноготную любого товара. Сертификация расскажет о соответствии требованиям безопасности, установленным техническим регламентом ЕАЭС или, в случае фармы и медоборудования, Минздравом, а маркировка позволит проследить путь товаров от производителя до прилавка.

«Москвич Mag» поговорил с владелицей компании Global Verity Certification Луизой Александровой, помогающей российским производителям и поставщикам иностранных товаров оформлять сертификаты, о том, чем серый импорт отличается от параллельного и что в реальности продается на маркетплейсах.

Зачем в принципе нужна сертификация товаров?

Главная цель любой сертификации — установить и подтвердить безопасность товаров: прежде чем производить, завозить, экспортировать товар, необходимо подтвердить его безопасность. Сертификация пищевых продуктов появилась еще в XIX веке. Sertifico переводится с латыни как «удостоверяю» или «верно делать».

В XXI веке сертификация — это процедура подтверждения соответствия требованиям технического регламента. В разных странах есть свои требования и стандарты, но есть и общепринятые международные стандарты, как ISO 22000 — международный стандарт системы менеджмента в области безопасности пищевой продукции. В этом стандарте прописаны требования по соблюдению безопасности. Этот стандарт помогает предпринимателям, связанным с пищей, соблюдать меры безопасности, например: где сотрудники снимают и куда вешают верхнюю одежду, надевают ли на обувь бахилы и спецодежду, допустимая высота потолков, параметры вытяжек, как утилизируются отходы, где и какие стоят баки для отходов, как идет работа с браком и прочее.

В России сертификация товаров ориентируется на технические регламенты, принятые Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), в которую входят пять стран: Армения, Киргизия, Беларусь, Казахстан и Россия.

Если вы планируете вывести свой товар на российский рынок, к примеру фермерские сыры собственного производства или китайский пылесос, прежде чем реализовывать свой товар, необходимо провести испытания в специализированной испытательной лаборатории этой продукции согласно требованиям технического регламента.

Иногда на товарах стоит значок ГОСТ. Это значит, что товар произведен в соответствии с требованиями, установленными государством, но наличие ГОСТа не отменяет сертификацию.

Росаккредитация активно сотрудничает с маркетплейсами, чтобы внедрить систему проверки разрешительных документов на товары. Уже сейчас в онлайн-магазинах 26,2 млн товаров содержат ссылки на реестр Росаккредитации, что делает процесс выбора безопаснее и прозрачнее. Особое внимание уделяется регулярному мониторингу нарушений при регистрации сертификатов, что также способствует безопасности товаров. За весь период наблюдений было проверено свыше 92 тыс. сертификатов. За девять месяцев 2024 года были приостановлены действия 1542 сертификатов и 1748 деклараций о соответствии, аннулированы 501 сертификат и 2117 деклараций. Это подчеркивает серьезный подход к поддержанию высокого уровня качества на рынке.

А как сертифицируется фермерская продукция? Очевидно, что все требования по ISO 22000 выполнить, имея небольшое производство, просто невозможно.

С 1 сентября начали маркировать молочные продукты крестьянско-фермерские хозяйства. По закону у нас нельзя производить пищевую продукцию в квартирах. Но некоторые к нам обращаются за декларацией для пищевой продукции, предприниматели организуют производство в переоборудованных гаражах, устанавливают там вытяжки и выполняют все требования пожарной безопасности. И образцы продуктов, которые они нам присылают, как правило, превосходного качества. Я сама у такого производителя в Иваново, который переоборудовал гараж, покупаю великолепное кунжутное и льняное масла.

Наличие ГОСТа не отменяет сертификацию.

Мы, конечно, не можем проверить лично все производства и ориентируемся только на присланные образцы, а дальнейший контроль за стабильностью качества производства уже в компетенции Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор проверяет рынки, делает контрольные закупки и проводит независимые испытания. На некоторые крупные производства санитарные врачи чуть ли не каждую неделю ходят с проверками.

Понятно, почему — им в качестве благодарности всегда продукцию с собой дают. Зачем покупать, когда можно просто так взять?

Сам Роспотребнадзор, чтобы исключить коррупцию и злоупотребления, тоже проверяют инспекции. В первом квартале там практически всех врачей поменяли. И каждый врач держится за свое место, и если ему что-то не нравится в документах, то в получении свидетельства государственной регистрации он просто отказывает.

Почему на прилавках много детской продукции, которая подошла бы для 0+, но на ней стоит маркировка «3 года»?

Дети у нас с точки зрения сертификации продукции делятся на группы: новорожденные, ясельные, дошкольные, школьные и подростковые. Конечно, самый большой интерес со стороны проверяющих органов — новорожденные. Все бутылочки, баночки, детское питание, соски, подгузники, распашонки и чепчики (которые должны быть только из натуральных тканей) подлежат свидетельству государственной регистрации, которое выдает Роспотребнадзор. Чтобы было проще оформить сертификацию, даже те товары, которые подходят к 0+, заявляют от 3 лет. Или производители, чтобы облегчить себе жизнь, просто меняют возраст. Вот, допустим, для детских игрушек, которые 0+, к основному протоколу испытаний еще нужно делать дополнительные испытания на слизистую, потому что малыши все тянут в рот.

Например, нам поставщик трижды присылал на сертификацию детские джинсы, которые трижды не проходили испытания на гигроскопичность. И в итоге мы посоветовали ему найти другого производителя, эта продукция была просто опасна для детей. Или «лизуны». Помните, ими одно время дети увлекались? Этот товар никогда не проходит испытания.

Маркировка «Честный знак» была придумана для того, чтобы выявлять серый ввоз. По сути это борьба с контрафактом на госуровне.

Но, с другой стороны, я вижу, как в российской легкой промышленности растет качество продукции. Я многим российским дизайнерам оформила сертификацию, просто была поражена качеством вещей и тканей. Кроме того, я знаю, что итальянцы, которые сюда поставляли товары легкой промышленности, сейчас перешли на контрактное производство на российских фабриках, предоставив свои технологии и лекала.

А вот немецкий производитель ручных инструментов — шлифовальных машин, газонокосилок, который в 2022 году отказался работать с Россией — практически был вынужден остановить производство, и сейчас они ведут переговоры, ищут варианты поставок через параллельный импорт. И не они одни.

А как проходит сертификация медицинских товаров и оборудования? Ведь многие поставщики и фармы, и медицинского оборудования тоже ушли с нашего рынка.

Ищут других партнеров, пытаются найти замену аппаратам и препаратам. Но сертификация фармы или медтехники — длительный и дорогой процесс. Большая часть медицинских изделий подлежит регистрационному удостоверению, которое выдает Росздравнадзор. Стоимость оформления стартует от миллиона рублей (одни испытания не меньше 700 тыс. рублей стоят), и по времени это занимает не меньше года.

Какие товары можно продавать без обязательной сертификации?

Их больше 400 наименований. Например, парфюмированные свечи, брелоки, нарощенные волосы и накладные ногти. А вот краски для волос, шампуни и гель-лаки обязательно должны быть сертифицированы.

Кроме сертификации большинство товаров на территории нашей страны маркируется QR-кодом «Честный знак», к которому прикрепляется вся информация о товаре, производителе, перевозчике, включая таможенные и грузовые декларации. Маркировка «Честный знак» была придумана для того, чтобы выявлять серый ввоз. По сути это борьба с контрафактом на госуровне, которая началась еще в 2016-м (помните, тогда стали маркировать шубы?), а к 2025 году государство поставило задачу, чтобы практически вся продукция маркировалась «Честным знаком», чтобы исключить серый импорт.

С октября стала обязательной маркировка растительных масел в стеклянной или полимерной упаковке, ветеринарных препаратов, включая вакцины, иммунологические продукты, антибиотики и контрацептивы, и кормов для животных. Начнет действовать обязательная маркировка безалкогольного пива и средств реабилитации. С декабря начнется обязательная маркировка консервов из рыбы и морепродуктов, а с марта 2025-го то же правило будет действовать для консервов из мяса, овощей, фруктов, грибов и ягод.

Ввод «Честного знака» (кстати, оператор этой системы — частная компания, совместный проект USM Алишера Усманова, ГК «Ростех» и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого) приведет к очередному подорожанию товаров?

Очевидно, да, так как маркировка «Честного знака» стоит 60 копеек с единицы товара. То есть 1 млн карандашей подорожает на 600 тыс. рублей. Но в целом для рынка это хорошо — сейчас появилось очень много контрафактной продукции, от которой страдает конечный потребитель.

В чем разница между серым импортом и параллельным?

Параллельный импорт официально разрешен государством, именно поэтому у нас есть санкционные айфоны и все остальное. Параллельный импорт нелегален со стороны стран, принявших санкции против России.

Серая схема ввоза — это когда таможенное оформление производится на контракт логистической компании, при этом логистическая компания вроде бы не нарушает Таможенный кодекс, но импортером и покупателем становится логистическая компания, а не реальная фирма, которая в дальнейшем будет продавать товар.

Так, большинство товаров для маркетплейсов ввозит компания «Карго», и там бывают проблемы с качеством. Многие поставщики на маркетплейсах не знают реального изготовителя продукции, а данные об изготовителе необходимо указывать в разрешительных документах, иначе идет административное нарушение за заведомо ложную информацию.

Получается, что вся продукция в стране сертифицирована в обязательном порядке, а на маркетплейсах — офшорная зона?

Маркетплейсы, как правило, не требуют разрешительной документации, только если такие документы запросит конечный потребитель. Но сейчас государство взялось и за маркетплейсы, и Wildberries уже в договоре оферты вписали пункт, что компания имеет право запросить разрешительный документ.

Очевидно, это тоже приведет к подорожанию. Сколько, скажем, будет стоить на маркетплейсе китайское полотенце, которое сейчас лежит за 100 рублей, если его полностью в белую ввезти и еще прибавить маркировку «Честный знак»?

Может, рублей триста-четыреста. Зато вы будете уверены в качестве. Вы даже не можете себе представить, сколько действительно некачественной (а иногда и просто опасной) продукции сейчас идет из Китая.

Конечно, государство сейчас закручивает налоговые гайки, но при этом послабление тоже есть. Существует 353-е постановление по упрощенной схеме ввоза, когда на основании испытаний изготовителя оформляется упрощенная декларация, на основании которой можно в течение полугода реализовывать товар, но потом все равно придется оформлять сертификацию. В любом случае уровень товаров будет расти, и российский рынок не будет как бездонная бочка, куда можно пихать продукцию низкого качества.

Фото: из личного архива Луизы Александровой