, 4 мин. на чтение

Цукерберг возродил формат твитов в новой соцсети Threads. Нужна ли она сейчас?

Конкуренция в IT — дело привычное: когда-то Павел Дуров позаимствовал весь интерфейс Facebook* для раннего ВК, Instagram* забрал себе идею снэпчатовских масок. Но скандалов-то толком не возникало, не говоря уже о кулачных боях. Зато Илон Маск, не очень успешно управляющий купленным в прошлом году Twitter, обиделся на сделавшего Twitter-2 — Threads Марка Цукерберга.

6 июля стал работать аппендикс Instagram — Threads. Пока аккаунты пользователей Instagram и Threads связаны — появился даже слух, что если завел второй, то удалить можно только все вместе, но это не так. Разработчики обещают, что скоро разведут потоки, и, судя по тому, что за пять дней с момента запуска приложения там зарегистрировались 100 млн пользователей, проект взлетит и станет самостоятельным.

Купивший весной 2022 года Twitter Маск, с одной стороны, решил отменить в соцсети цензуру и демократично разблокировал Трампа и других политиков (так, депутаты всех отечественных фракций очаровались «личным решением нового главы соцсети Илона Маска» относительно царившей до его прихода дискриминации, в том числе российских журналистов и политиков, и попросили Роскомнадзор разблокировать Twitter), а с другой — Маск установил в компании полную диктатуру, тревожась о возможных разработках нового Twitter на стороне, и уволил несколько тысяч сотрудников. Неудачно ввел платный Twitter Blue — идею покупной «синей галочки» для верификации пользователей, но начались массовые фальсификации данных. В общем, начал ломать все, что было сделано за 15 лет.

Twitter начал работать в 2006-м, а в 2011-м в соцсети появился русский интерфейс. «Twitter в России когда-то стал продолжением популярного “Живого Журнала”, — рассказывает старший преподаватель кафедры цифровой журналистики журфака МГУ Софья Кадочникова. — В конце нулевых появился тренд на переход из ЖЖ в Twitter. Тогда это было в новинку. ЖЖ позволял публиковать очень длинные тексты, в том числе с обилием фотографий, но такой формат не мог быть оперативным. Рост популярности микроблогов совпал с распространением мобильного интернета. Короткая форма и оперативность идут об руку, именно поэтому это вплотную связано с мобильным интернетом и в принципе ускорением информационного потока, потреблением информации в сети». Именно оперативность Кадочникова считает самым важным в Twitter: «Во всем мире сразу оценили эту возможность, в том числе для СМИ. Получалось быстро передавать “молнии”» — так, во время землетрясения 2011 года в Вирджинии жители Новой Англии узнавали о грядущих толчках из ленты Twitter за несколько десятков секунд.

О том, как российская публика приняла Twitter, Кадочникова говорит следующее: «Относительно “Одноклассников” и “ВКонтакте” — пожалуй, такой большой аудитории там не было. Но та, что была, безусловно, была активной и верной этой площадке. Достаточно посмотреть по статистике: в среднем свои около 10% рынка всех представленных в РФ соцсетей Twitter получал в последние 10–12 лет. В разные годы было и больше, и чуть меньше, но десятая часть всех активных пользователей соцсетей — вполне адекватная оценка. Тех, кто заходил туда время от времени, еще больше. В топ популярных соцсетей Twitter тоже всегда входил, пропуская вперед только очевидных лидеров-гигантов. Но в последние годы, очевидно, его популярность несколько спала».

Есть ощущение, что запроса на возрождение формата у пользователей особо не было, как и попытки Цукерберга стать монополистом, держащим главные соцсети (этого никогда не допустит американское министерство юстиции), добавив в Meta твиттерозаменитель. Возможно, этот проект Цукерберга стоит рассматривать как попытку вложить лишний миллиард в стартап, который, может, и выстрелит, ну или разработки лишними не останутся — так, гигант Google с 2006 года закрыл 200 своих проектов (хороший пример — остановленная им соцсеть Shoelace, благодаря которой можно было найти компании по интересам). Приблизительно об этом пишет и техноблогер Wylsacom: «Здесь же новой модели по сути нет, потому что да, копируется Twitter и, по сути, просто комментарии…  И вот это самый большой вопрос, насколько хватит детища Цукерберга, потому что если там не будет никакого интересного, уникального контента, то по сути это дублирование всего того, что уже есть. …  Но видно, что проект прямо на самой-самой первичной стадии. И мне кажется, что в 2023 году с настолько сырым и пустым проектом заходить как-то слишком самонадеянно».

О том, что успешность проекта можно будет оценить лишь на длинной дистанции, а делать выводы по первым дням работы несвоевременно, говорит и Кадочникова: «Нынешний проект Meta сейчас набирает популярность, на мой взгляд, потому что туда стихийно прибыли пользователи сразу нескольких соцсетей; и это не только Twitter, но и база пользователей из того же Instagram.

Первично судить о новых проектах сложно: они привлекают первые волны популярности именно свежестью на рынке. В такие моменты люди думают: почему все идут на эту платформу? А вдруг она лучше прочих, а вдруг мне тоже надо? Показателен пример приложения Clubhouse, чья звезда ярко вспыхнула и так же быстро погасла (а там еще и доступ был по приглашениям, что делало причастность к соцсети еще более желанной). Закончить Тhreads может вполне и как Clubhouse, во всяком случае, в России такой шанс велик».

Тем временем пользователи пытаются победить еще не отлаженную ленту в Threads, где нет привычной для Instagram хронологической ленты. Блогер @polinabrz негодует в сторис: «Мьючу все паблики с говноюмором, на которые не подписана, но которые мне упорно предлагает Цукерберг. Мне кажется, единственный урок, который можно было вынести из инстаграма — все хотят хронологическую ленту. Через 50 постов добралась до поста мужа 18-минутной давности».

Зато Threads пока не контролируется так жестко, как Facebook, и туда бегут те, кто в Meta обычно в изгнании: инфоцыгане и радикалы, на которых пользователи подают жалобы. А Маск тем временем грозит Meta судом, обвиняя Threads в использовании интеллектуальной собственности Twitter. Есть ощущение, что этот публичный скандал двух очень известных техномиллиардеров — контролируемая Цукербергом рекламная кампания. Другого объяснения появления еще одной соцсети, которая ничего нового не предлагает, нет.

___________________________________

Компания Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, признана экстремистской и запрещена в РФ.