Татьяна Арефьева

Учись быстро: как стать сексологом, ну или кем-то еще

7 мин. на чтение

«Академий» дополнительного профессионального образования сейчас в Москве десятки и с каждым месяцем становится все больше. Они предлагают одни и те же услуги, соревнуясь только в способах «прогрева» аудитории — или системы уловок, с помощью которых завлекают абитуриентов.

Воронка продаж, пункт первый: современная профессия

Все мы учились когда-нибудь и где-нибудь. Часть того, чему нас учили в 1980–1990-х, стало неактуальным уже в 2010-х. Кто-то поступил в институт, чтобы доставить удовольствие родителям. Сколько их, экономистов из 1980-х, юристов из 1990-х, искусствоведов из 2000-х. Каждая профессия может быть использована для зарабатывания денег, но не каждая приносит удовольствие конкретному человеку. В 2010-х люди начали бодро переучиваться на психологов и программистов. Популярными стали ремесла, позволяющие работать из дома, который внезапно переехал на Бали.

И тут поднял голову EdTech (Educational Technology, высокотехнологичные решения в образовании), главный конкурент инфоцыган. Эти два направления начали развиваться параллельно, имея удивительно схожие методы.

В идеале EdTech позволяет людям учиться где угодно, в любом возрасте, с любым бэкграундом, в своем темпе, самостоятельно проходя материал, очень удобно упакованный учебным заведением в блоки видеолекций и тесты полученных знаний. За тем, чтобы ученик учился, следит куратор: отвечает на все вопросы и всесторонне помогает ученику. В реальности 60–80% высоких технологий брошено на то, чтобы поймать платежеспособного ученика, всучить ему курс, убедить, что за несколько месяцев он станет самым настоящим психологом, программистом, дизайнером или сценаристом. Список актуальных профессий меняется из года в год, технологи EdTech держат руку на пульсе трендов и быстро пекут новые курсы, трансформируют старые, объединяют, разбивают и переупаковывают.

Воронка продаж, пункт второй: настоящий диплом

По итогу обучения вручается (а точнее, пересылается по почте) корочка «государственного образца», диплом о повышении квалификации, о переобучении или просто сертификат о прохождения курса в несколько сотен часов. Номер документа заносится в госреестр, и это самое хорошее в описанной авантюре.

Почти все «академии» уверяют, что выдают документы гособразца, хотя Закон об образовании говорит об обратном: они имеют право выдавать только собственные дипломы. Выглядят эти «дипломы» серьезно только снаружи. Твердая корочка (иногда даже с гербом) таит в себе филькину грамоту. Единого дизайна у дипломов «академий» нет, формулировки тоже гуляют. Однако эти документы дают право как на личный инфобизнес, частную практику, прием населения, так и на трудоустройство в госорганизации, особенно в провинции, где с кадрами не очень хорошо.

EdTech начинал скромно, с профессий, которым реально обучить за полгода при известном прилежании ученика. Но согласитесь, одно дело научиться составлять букеты для оформления свадебных столов, другое — получить сертификат о 300 часах введения в психоанализ или гештальт и пойти калечить людей по неумению (тут хочется упомянуть «психолога» из YouTube Лину Дианову и ее разоблачение, которое сейчас идет полным ходом). Скандалы, связанные со странными дипломами психологов или специалистов по питанию, вспыхивают регулярно, но ничем не заканчиваются. Государство абсолютно спокойно смотрит на деятельность тех, кто полгода поучился по часу в день и уже готов к труду.

Список ремесел, разрешение на практику которых можно получить через быстрый EdTech, растет. Профессионалы, отучившиеся по 5–10 лет в классическом вузе, прошедшие ординатуру или просто имеющие десятилетия практики, заламывают руки и кричат: «Они не наши, проверьте их диплом, пожалейте себя». Добросовестное долгое обучение в несколько тысяч часов, но путем того же EdTech, можно легко перепутать с торопливыми курсами диплома ради. Образование испытывает некоторую турбулентность, становясь бизнесом с не просто быстрыми, но срочными деньгами.

Воронка продаж, пункт третий: купи, купи, купи

Чтобы впарить экспресс-обучение по сходной цене, нужно купить базу данных с электронными адресами. Личные письма работают лучше, чем рекламные блоки на интернет-страницах, мешающие читать. Раньше у отечественных специалистов EdTech были Facebook* и Instagram*, приносившие качественный улов каждый день. Ныне остались два хороших источника — почтовая рассылка и реклама в профильных телеграм-каналах. Самая качественная паства приходит через поиск. Когда человек сам хочет стать нутрициологом или сексологом, он ищет лучшее предложение за меньшие деньги. Чтобы удержать его внимание, «академия» должна построить отлично работающий сайт.

Все сайты «академий» выглядят примерно одинаково. Это несколько страниц (одна страница — одна профессия), скрепленные лендингом самой «академии», где есть несколько слов о качестве обучения и сканы документов, разрешающих выдавать дипломы и сертификаты о дополнительном образовании. Либо из письма, присланного «академией», либо прямо со страницы факультета можно перейти к пробным занятиям, которые по факту оказываются двухчасовой рекламой курса. Мне предложили стать сексологом, точнее, психологическим консультантом в сфере сексологии.

Первую разогревающую лекцию ведет рыжая разухабистая тетушка неопределенного возраста. Среди прочего она сообщает, что сирота и благодаря профессии сексолога заработала на несколько квартир и дом на Рублевке, на целый шкаф «брендовых» вещей (пытаемся вспомнить, когда мы слышали в последний раз это слово). Напирает, что она из Москвы, в Москве родилась и в Москве работает, что у нее пять высших образований, но она боится компьютера, что имеет звание лучшего гипнолога, но еще и певица. Рыжая включает песню для отработки быстроты движений женской руки по вязаному члену (анатомически верные симуляторы нельзя показывать в открытом доступе, их могут увидеть дети). Песня чудовищная, в духе 1990-х, уже из-за нее хочется закрыть лекцию и больше никогда не слышать об этом учебном заведении, но мы проводим журналистское расследование, надо терпеть.

Вторая рекламная лекторша говорит с акцентом, но куда более вменяемые вещи. Она из Нижнего, компьютер любит и обещает научить продвижению инсты* через TikTok. В этот момент мы понимаем по разным оговоркам, что лекции, которые должны продать обучение на сексолога в 2023-м, записаны аж в 2021 году совсем в другой ситуации. Поэтому в них упоминаются все ныне недоступные нам соцсети, и «академию» это не смущает. Зато смущает нас, но мы терпим и конспектируем.

Ради привлечения покупателей семимесячного курса сексологии созданы два типа лекций-тизеров: один для специалистов, которые решили стать лучше и заработать больше, другой для тех, кто хочет улучшить свою интимную жизнь. Поскольку эти две группы учатся онлайн, они никогда не встретятся, неловкие ситуации исключены.

Ближе к концу лекции приводятся отзывы и кейсы окончивших. Одна выпускница существенно улучшила отношения с мужем и научилась грамотно разговаривать с детьми о сексе. Другая нашла аж целых двух клиентов на длительное обслуживание. Историй о психологах, которые ввели новую краску в общение с клиентами и удвоили ценник, нет. И слава богу, ведь врать нехорошо.

Воронка продаж, пункт четвертый: мужчина-сексолог вне конкуренции

На курсы такого рода — хоть очные, хоть заочные — записываются в основном женщины. Это происходит потому, что мужчина-психолог, желающий работать и как сексолог, пойдет доучиваться в нормальный институт. Там дешевле, хотя и лекции не записаны на видео, а выдаются в виде списка литературы. Мужчина-врач умеет же читать. Женщина-коуч, ранее окончившая точно такие же ненастоящие курсы, чтобы принимать клиентов онлайн как психолог (или «помогающий специалист») и вести для рекламы своей деятельности соцсеть, с легкостью покупает новый курс EdTech за 150 тыс. рублей в рассрочку. Потому что ей сказали, что она сможет работать на третий месяц обучения и за две сессии (45 мин. плюс 45 мин.) закрывать ежемесячный платеж (8 тыс. рублей). Курс специально разработан, чтобы ей легко было все понять. Ничего читать не надо будет, вникать не потребуется — и никаких теоретических разговоров про сознание и подсознание, только практика, сплошная практика.

В России до сих пор торжествует патриархат, а значит, в плохом сексе априори виновата женщина. Если у мужчины эректильная дисфункция, не он идет к врачу, а женщина идет на курсы, чтобы научиться «поднимать мертвого». До сих пор существуют тренинги глубокой глотки, выпускницы которых рассказывают, как они научились получать удовольствие от мастурбации партнера — сместили оптику с «я его обслуживаю» на «я владею его оргазмом».

В итоге потокового обучения практической сексологии страна более или менее наполняется консультантами-женщинами, которые могут наставить девочку и женщину в делах любовных, но мужчина учиться сексу к женщине не пойдет. Ибо стыдно. Поэтому мужчина, обучившийся даже на семимесячных курсах нога за ногу, будет в своем населенном пункте звездой. К нему будут выстраиваться в очередь оба пола хотя бы ради того, чтоб подивиться: гы, мужик умно о сексе рассуждает, безо всяких дурацких шуток.

Воронка сработала, курс куплен, но осталось послевкусие

Представим, что в этом есть некоторый смысл: мужчина, который работает на скучной нелюбимой работе в маленьком городе, меняет свою жизнь и начинает нести в массы знание о грамотном куннилингусе и дезадаптивной мастурбации (это когда удовлетворяешь себя под неправильным углом, а потом с живым человеком не получаешь привычного удовольствия). Ок. Но в том, как зазывалы рекламируют свой курс, звучат стыдноватые нотки.

Нельзя учиться по книгам, купленным в магазине или скачанным в сети, нельзя получать знания из бесплатных лекций на YouTube. Это вредно, к тому же в открытых источниках много воды. Врач-сексолог, окончивший медицинский, несет огромную ответственность, плюс военнообязанный, плюс придется очень долго учиться. Надо ли столько страдать, чтобы «учить поднимать пипиську» (это цитата). Лучше стать консультантом и просто разговаривать с людьми об их проблемах. Тем более что люди наивные, они не видят разницы между психиатром-сексологом, психологом-сексологом и консультантом в области сексологии. От них отличается только секс-коуч, который показывает на себе и на пациенте.

Люди иногда занимаются сексом так, что становится за них страшно. Вот одна женщина прищемила член своему мужу опущенной маткой и даже не подозревала, что она у нее опущена. У нас нет кафедр сексологии, научные исследования не ведутся. Сексологи «в интернетах» сплошь без образования. Редкий человек знает, кто такие асексуалы и полиаморы. Психологов в стране тысячи, а сексологов — сотни. Нет конкуренции, налетай.

Кажется, позор нести такое, называя себя академией? Нет, вообще нет. Бывает хуже. Можно написать сто статей о том, как сильно EdTech отличается от инфобизнеса, и разместить их в авторитетных изданиях, но рынок этот все еще дик. Вполне позорные курсы могут быть частью культурно сделанных платформ, обретающихся в «Сколково». Рынок ДПО в EdTech за 2022 год вырос на 25,8%, самое время грести деньги. В результате спешки курсы делаются на коленке и постепенно улучшаются уже в процессе зарабатывания. Кто знает, может, персонажи «из народа» и самые простые нарративы лучше вовлекают покупателя в процесс? И то, что для нас кринж, для него — флекс. Или, говоря языком взрослых, не позорище, а ловкое движение рук.

Фото: shutterstock.com

_____________________________________________

*Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ.

 

Подписаться: