Свою книгу «Опережая некролог» (2020) он начал иронически: «Трудно переоценить тот вклад, который Ширвиндт внес в историю… ». Он родился в Москве 19 июля 1934 года в семье скрипача и актрисы. «Я — глубоко пьющий и активно матерящийся русский интеллигент с еврейскими корнями», — говорил он о себе.
По счастью, знаменитый московский остряк и умница Ширвиндт много написал о театре и своей жизни. Все, кто пытается рассказать об этом человеке, вынуждены снять шляпу и обратиться к цитатам из самого Ширвиндта. «Проведя 10 лет в борьбе со средним образованием, он, несмотря на сопротивление родителей, проник в Театральное училище имени Щукина, которое окончил в 1956 году, как ни странно, с красным дипломом, — писал о себе в третьем лице Александр Анатольевич. — После этого, вы будете смеяться, 11 лет Ширвиндт проработал в Театре имени Ленинского комсомола, где сыграл три десятка ролей, в том числе, по мнению спохватившихся критиков, несколько удачных. Были даже случаи счастливой творческой жизни с 1963 по 1967 год под руководством Анатолия Эфроса. Этого не могли пережить начальники из ЦК комсомола, потому что это счастье не совпадало с представлениями о комсомольском счастье. И тогда бывшие счастливцы недлинной вереницей пошли за Cиней птицей в Театр на Малой Бронной. Вереница была действительно недлинной, а птица в лице Анатолия Эфроса была на самом деле посиневшей от переживаний. Потом возник Театр сатиры. Транзит “Театр имени Ленинского комсомола — Театр сатиры” был недолгим, и в 1970 году Ширвиндт обосновался на площади Маяковского. Он работал актером, режиссером, автором и 20 лет назад заступил на пост художественного руководителя театра. Единственное, от чего он, пожалуй, в эти 50 лет увернулся, — от руководства пожарной охраной».
Актерская карьера не казалась Ширвиндту единственно возможной. Одновременно со Щукой он поступал на юрфак МГУ. В детстве и юности мечтал быть таксистом, а потом хирургом. Вне сцены вполне себя мыслил. «Я просто очень дисциплинированный человек», — говорил он по поводу своей карьеры в театре. Начав как блестящий актер, он сразу стал проявлять множество других дарований и интересов. Хотелось не только играть, но и сочинять, ставить спектакли. Все это удалось осуществить в театре Сатиры, куда Ширвиндта переманили его друзья Марк Захаров, Андрей Миронов и Михаил Державин.
Дело было так. В 1969 году главный режиссер театра Сатиры Валентин Плучек поставил спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше. Спектакль складывался тяжело. Трудно было подобрать ансамбль актеров, так как труппа театра представляла собой «гербарий». На роль графа Альмавивы пригласили Валентина Гафта. Но спустя восемь месяцев Плучек разочаровался в актере: «Вы никакой не граф. По сцене ходит урка!» Гафт тут же ушел. Его и заменил Ширвиндт. Ввод был стремительным и катастрофическим. Актриса Татьяна Егорова, автор скандальной книги «Андрей Миронов и я», вспоминала: «Наконец, после множества репетиций для Ширвиндта наступил экзамен — спектакль “Фигаро”. Через три часа, в конце действия, все поняли: Ширвиндт — Граф в спектакле “Фигаро” с треском провалился. Провал! Провал! Он же бездарен! Разве можно сравнить с Гафтом? Это какая-то сопля на плетне! На сцене он был ленив, вял, произносил текст как будто делал кому-то одолжение, в отличие от стремительного, дерзкого, умного Гафта. Да что сравнивать! Худсовет во главе с (Плу)Чеком молчал. Чек звенел ключами, и решение снять Ширвиндта с этой роли висело в воздухе. Но если Ширвиндт не очень умно выглядел на сцене — в жизни, вне сцены, он взял реванш. После спектакля он немедленно пригласил к себе домой в высотный сталинский дом (стиль “вампир”) на Котельнической набережной избранных из театра на банкет».
И все же Ширвиндт вскоре «обнаглел» на сцене так, что публика приняла пресыщенного, ленивого красавца Альмавиву, и актер остался в спектакле.
Настоящим даром Ширвиндта была способность к дружбе. С Михаилом Державиным Александр Анатольевич познакомился в 12 лет, готовя капустники в Доме актера. Державину было всего 10. «Потом почему-то решили зарабатывать деньги на этом занятии и всю жизнь таким дуэтом существовали», — говорил Ширвиндт.
Маска — так друзья называли Ширвиндта за способность никогда не терять самообладание и иронию. Стиль крупного, утомленного жизнью и собственными недостатками сенбернара прославил Ширвиндта не только в театре, но и в кино. Он сыграл около 60 ролей, чаще всего второго плана. Но эти роли всегда врезались в память зрителя: Павлик из «Иронии судьбы», одноглазый шахматист в «Двенадцати стульях», Харрис в «Трое в лодке, не считая собаки». Ширвиндт с 1957 года преподавал в Щукинском училище, выпустив целую плеяду звезд: Андрея Миронова, Наталью Гундареву, Аллу Демидову, Александра Пороховщикова, Леонида Ярмольника, Марию Голубкину, Амалию Мордвинову. «Учитывая размеры окладов в наших вузах, можно заниматься педагогикой, только если это страсть. Во мне она 64 года», — писал он.
После 30 лет работы в театре Сатиры в 2000 году он сменил на посту художественного руководителя Валентина Плучека. «Худрук — это особая профессия, — говорил Ширвиндт. — Я знал массу гениальных режиссеров, которые были никакие худруки… Я же стал худруком случайно, по безвыходности. У меня амбиций никаких в этом плане нет».
Ширвиндта всегда отличала большая человеческая мудрость — он никогда не связывал себя никакими политическими заявлениями, за которые потом ему пришлось бы стыдиться. «Жить надо по совести, индивидуально. И по возможности стараться не колебаться вместе с “линией партии”. Я ни разу в жизни не состоял ни в одной политической партии. Но это не потому, что я такой весь из себя правильный. Просто мне элементарно неинтересно коллективное мышление. Мне больше нравится жить своим умом», — говорил Ширвиндт в 2014 году. Александр Анатольевич скончался в больнице 15 марта 2024 года в возрасте 89 лет. Владимир Путин и Сергей Собянин лично выразили соболезнования его близким.
Фото: lenkom.ru