Формально 70-летие Сергея Курехина будет только 16 июня, но в Петербурге круглую дату уже начали отмечать. Очевидно первым к снаряду подошел Центр современного искусства им. Курехина, находящийся под художественным руководством его вдовы Анастасии.
Когда-то в «Поп-механике» Курехин объединил весь ленинградский андерграунд: там оказались и Алексей Вишня, на которого недавно составили неожиданный протокол, и участники группы «Странные игры» братья Сологубы, и Виктор Цой, и солидный нынче Игорь Бутман; у Курехина показывал свои моды Гарик Асса, декуясился Гаркуша, даже покойный Владислав Мамышев, любивший быть на людях Мэрилин Монро, нашел там свое место. И это только малая часть кадров. Под крышей «Популярной механики» побывали почти все художники, музыканты и просто люди от искусства — богема. Об этом и было главное событие, открывшее юбилейный год Сергея Курехина — о том, как он повлиял на три аспекта искусства: живопись, танец и музыку.
Проходило все в давно обжитом центре на Лиговке, где посреди зала стоит огромная гипсовая голова Курехина. Первую часть триптиха-перформанса представлял художник и основатель творческой группы «Инженеры искусств» Инал Савченков, одноклассник Сергея «Африки» Бугаева, одновременно с ним попавший в андерграунд. Инал вспомнил трогательную историю завязавшейся дружбы: когда он жил на даче в Абрау-Дюрсо и подрабатывал на побережье водолазом, к нему на курорт съезжалась вся ленинградская богема — участники групп «Кино» и «Аквариум». В какой-то момент приехали Курехины — Сергея он знал, конечно, но не сказать, чтобы близко. «Они меня застали, когда я шел с моря с кастрюлей морской капусты — очень редкий съедобный черноморский вид, который изредка выкидывало на сушу штормом. Сергей, кстати, приехал с подводным ружьем, которое ему сделали специально на ЛОМО (смешно, но, возможно, изготовил его именно мой тесть). Мы проводили вечера на даче, где не было света, слушали рассказы Сергея про современное искусство, про белую и черную магию, про джаз… »
Собранные в центре для перформанса работы Инала, угловатые и комиксовидные, до боли ассоциируются с той культурной эпохой, и это неудивительно, ведь мультипликацию Инала использовали «Поп-механика» и «Кино». А Инал Савченков у Курехина работал и как художник, и как актер, и как главный по животным — он должен был притащить на выступление «Поп-механики» кур, с чем справился, а вот двух свиней пропил и принес резиновых.
На этот перформанс забежала и Тамара — вдова Андрея Крисанова, также делавшего для «Механики» декорации. На выставке оказались совершенно разные работы Инала: и раритет «Три крокодила», где два из них иронично — барышни, и свеженаписанное. Тамара Крисанова вспомнила, как Инал замачивал в ПВА в ванной туалетную бумагу и делал из нее чудную лепнину. А Савченков вздохнул про проект, который бы и при желании не удалось показать — про неслучившееся кино, сценарий к которому в 1991 году он придумал, а Курехин нашел 10 тысяч на его реализацию на «Ленфильме»: «Это было бы художественное кино про Сергея как джазового музыканта и про него как про “Поп-механику”. Мы бы разделили через стену две его ипостаси» — не случилось.
Зато случилось второе действо триптиха, отражающее культурное наследие Курехина в современной культуре. Это был пластический театр под музыку Курехина и его фразы из интервью. Спрашиваю у Анастасии Курехиной, углядела ли она в этом перформансе «Тринадевять» отпечаток Сергея: «Вообще историей с балетом я давно занимаюсь. С Максимом Севагиным мы сделали балет “Воробьиное озеро” на музыку “Воробьиной оратории”, который однажды показали на сцене БДТ. Но сейчас мы вернулись к этой идее и придумали опен-колл к 70-летию Сергея».
Вечер логически завершало выступление трио, игравшего музыку Курехина. Что впечатлило присутствующих, кажется, сильнее всего: танцевали и стоя, и сидя.
Фото: Михаил Разуваев/Коммерсантъ/Fotodom, Центр современного искусства им. Курехина