, 2 мин. на чтение

В «Я шагаю по Москве» Ирина Скобцева сыграла идеальную свободную москвичку

Сегодня на 94-м году жизни умерла Ирина Скобцева, главная красавица советского кино 1950–1960-х, которая не планировала быть актрисой, приехала в Москву из Тулы учиться на искусствоведческом отделении исторического факультета МГУ, но не могла не стать кинозвездой.

Скобцева как раз из тех актрис, которых из-за редкой красоты недооценивали и снимали в основном в неблагодарных ролях романтических героинь — и как иначе, если первой ее ролью в кино была Дездемона в «Отелло» Сергея Юткевича, где она сыграла с будущим мужем Сергеем Бондарчуком. И все же она раз за разом доказывала свой комедийный талант у лучших — у Георгия Данелии в «Тридцать три» (1965) и Эльдара Рязанова в «Зигзаге удачи» (1968). Помимо прочего из-за несоветской внешности (с такой на Западе можно хоть в девушки Бонда, хоть в конкурентки Симоны Синьоре или Роми Шнайдер) ее приглашали каждый раз, когда по сценарию была нужна эффектная иностранка («Суд сумасшедших», «Пятьдесят на пятьдесят», «Тайник у Красных камней», «Молчание доктора Ивенса», «Человек в штатском»).

 

Будучи замужем за Сергеем Бондарчуком, она часто появлялась в его фильмах, обычно в небольших ролях — очевидно, семья в ее шкале ценностей стояла выше карьеры и славы.

Нескольким поколениям зрителей Скобцева запомнилась как прохожая с зонтиком Надя снова у Данелии (и снова в крохотном эпизоде, который, как вспоминал режиссер, придумала сама) в самом московском фильме «Я шагаю по Москве». Ее героиня беспечно возвращается откуда-то ночью по Воробьевской набережной, когда Володя (Алексей Локтев), Коля (Никита Михалков) и Алена (Галина Польских) просят ее поговорить с Алениной мамой и выдать себя за ее подругу. Не раздумывая ни минуты, Надя включается в игру, потому что, как мудрая женщина, понимает и оправдывает шалости молодых. Очень смешно узнавая в ходе разговора с мамой, как зовут маму, Алену и саму себя, она быстро соображает, чем же они могут заниматься так поздно («Ничего не делаем. Книгу вслух читаем»), вешает трубку, щелкает парней по носу и идет не спеша дальше, потому что в советской Москве было по ночам безопасно, а спешить было не обязательно — это вам не XXI век. В советском кино было много красавиц и ярких моментов, но мало какой столько говорит о Москве 1960-х, как эта сцена.

Фото и видео: кадры из фильма «Я шагаю по Москве»