Василий Поленов и ученики: на выставке в Суздальском кремле показали константу русского пейзажа - Москвич Mag
Алек Ахундов

Василий Поленов и ученики: на выставке в Суздальском кремле показали константу русского пейзажа

3 мин. на чтение

Выставка «Поленов и ученики» открылась в музейном комплексе «Кремль» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Экспозицию называют главным событием осенне-зимнего сезона в Суздале — представлено более ста работ Василия Поленова и его учеников: Исаака Левитана, Абрама Архипова, Александра Головина, Ильи Остроухова, Константина Коровина и других. Произведения этих художников предоставили проекту Третьяковская галерея, Русский музей, Национальный музей музыки, музей-заповедник «Поленово», Ярославский художественный музей, Рязанский областной художественный музей и Вологодская областная картинная галерея.

Эпиграф, предваряющий выставку, — картина Василия Поленова 1900 года «За кого меня почитают люди?» из цикла «Из жизни Христа». Кураторы выставки убеждены, что этот вопрос относится к каждому из нас, и наш жизненный путь станет ответом на него. Экспозиция состоит из разделов, раскрывающих многогранный талант художника сквозь призму восприятия его личности близкими людьми, через творчество его учеников, коллег и единомышленников.

«Залитый солнцем московский дворик или прохладная гладь заросшего кувшинками пруда — Поленов первым в русской живописи начал изображать природу как личное переживание, — говорится во вступительном слове к выставке. — Пейзажи Поленова живописны настолько, что их называют мелодичными».

Во многом благодаря художнику пейзаж в русской живописи начал выделяться как отдельный, самостоятельный, бессобытийный жанр, принципы которого будут развивать и Левитан, и Коровин. Последнего позже начали называть русским импрессионистом. Но именно Поленов первым рассказал своим студентам о французских импрессионистах, показывал фотографии с их картинами и рекомендовал молодым художникам для ознакомления частные коллекции западноевропейского искусства в России.

Константин Коровин, «Мальвы в Саратовской губернии», 1889/Музей-заповедник «Поленово»

Темы связи поколений и постепенного увядания на выставке представлены в виде образа русской усадьбы, впервые визуализированного в картине «Бабушкин сад». В дальнейшем тема проявилась и в творчестве его учеников и последователей Марии Якунчиковой-Вебер, Сергея Виноградова и Станислава Жуковского.

«Василий Поленов жил непростой жизнью, у него была сложная судьба и жил он в очень непростое переходное время, — говорила на открытии выставки директор музея-усадьбы “Поленово” праправнучка художника и куратор выставки Наталья Поленова. — Такие крупные проекты, как строительство усадьбы, выполнявшей просветительскую функцию, Дома народного просвещения на нынешней Зоологической улице в Москве в 1915–1916 годах — все это пришлось на тяжелое время, которое переживали страна и русский народ. Поленов был интеллектуалом, человеком глубоко образованным и не мог не чувствовать, что происходит, но он продолжал заниматься просветительской деятельностью».

В прологе выставки Поленов предстает в кругу семьи и близких людей, в котором часто рождались творческие идеи. В имение на берегу Оки, куда художник перебрался вместе с семьей в 1890 году, приезжали молодые художники, чтобы поработать рядом с мастером. Кроме произведений живописи и графики в экспозиции много подлинных документов той эпохи, фотографии и ноты. Выходец из дворянской семьи, Поленов, учитель и просветитель, предстает в этом разделе экспозиции не только как живописец, но и как композитор.

Василий Поленов, «Бабушкин сад», 1878/ГТГ

Куратор выставки Надежда Рыбалова отмечает, что экспозиция поделена на два уровня: первый посвящен преподавательской и просветительской деятельности Василия Поленова, в которой была задействована и его семья, а второй уровень отдали живописи художника и его учеников. «И музыке Василия Дмитриевича, потому что не все знают, каким он был прекрасным композитором, — продолжает Наталья Рыбалова. — Нам хотелось проследить его путь. Личность вырисовывалась, когда я читала его переписку, воспоминания о нем современников. Василий Поленов — это личность без тени корысти, без тени притворства. Это человек, который действительно был подвижником».

«Наша задача с архитектурной командой музея была в существующем, уникальном памятнике русской средневековой архитектуры воссоздать тот самый путь, определенную атмосферу, когда у тебя нет стен, — отмечает главный архитектор Суздальского музея Сергей Мешалкин. — Мы говорим про образ, я бы даже сказал, силуэт, который выстраивается вместе с анфиладой и арочными окнами и создает тот самый трехнефный путь, по которому мы проходим вдоль экспозиции и знакомимся с каждым шедевром».

Василий Поленов, автор евангельских сюжетов, много путешествовал по библейским местам на Ближнем Востоке. Студентов он учил не бояться пользоваться цветом. Поленов-колорист в восточных поездках, по словам кураторов экспозиции, писал чистыми красками, добивался уникальной цветовой палитры.

После 1917 года, несмотря на радикальные перемены в стране, Поленов становится народным художником Советской России. «И это ни в коем случае не говорит о том, что он был аполитичен и уж тем более что был конформистом, — сказал на открытии выставки член попечительского совета музея-усадьбы “Поленово” журналист Сергей Брилев. — Напротив, это свидетельство той константы, того знаменателя, на котором зиждется русская жизнь — до революции, во время революции и после революции».

Фото: Сергей Булкин/ТАСС

Подписаться: