Главную российскую кинопремию «Золотой орел» принято называть российским «Оскаром», хотя это и крайне далеко от реального положения дел: на успех фильмов в кинопрокате она практически не влияет. Но собрание ключевых людей киноиндустрии в стенах «Мосфильма», отпраздновавшего в этом январе свое столетие, несомненно, порадовало хозяина вечера — генерального директора Карена Шахназарова, тем более что каждый второй, прижимая «Орла» к груди, признавался главной московской киностудии в любви.
Церемония явно преуспела и в другом аспекте — кинотусовка из продюсеров, режиссеров, операторов, актеров и еще двух десятков представителей разных профессий от костюмеров до критиков после всех жгучих провалов на кинодорожках всех фестивалей и премьер смотрелась неожиданно элегантно. Впервые за долгое время (и еще ни разу на ММКФ) гости премии не выглядели так, словно вышли за хлебом и заблудились в коридорах «Мосфильма».
Ни одна звезда киноэкрана не вышла на сцену в сапогах, мужчины были свежи и подтянуты, в костюмах и галстуках, а некоторые вроде денди Гриши Верника (есть в кого) даже щеголяли бабочками к смокингу.
Анна Снаткина сверкала голой спиной, Елена Лядова — глубоким декольте, Олеся Судзиловская — эффектным прессом. На этом во всех смыслах блестящем фоне, освещенном бриллиантами главного партнера премии — компании Mercury, которыми актрисы слепили со сцены, все расселись в ожидании, сколько наград получит главный фильм года «Вызов», номинированный аж пять раз.
И не то чтобы фильм кому-то понравился, но Юлию Пересильд все любят, а бюджетам и масштабу съемки сложно было не позавидовать. Интрига длилась недолго — Пересильд вызвали на сцену одной из первых, вручив награду как первой актрисе-космонавту. «Это вы по блату, что ли, мне даете?» — растерянно пошутила она в ответ.
«Кажется, награду за лучшую женскую роль она все-таки не получит», — переглянулись в зале.
И точно: за красивой мраморной статуэткой с золоченым орлом на сцену поднялась Анна Михалкова, и бриллиант в 44 карата от Mercury лукаво сверкнул в ее глубоком декольте. Анна Никитична проявила недюжинное чувство юмора, комментируя свою роль в фильме «Чувства Анны», который, судя по реакции зала, толком никто и не смотрел: кадр, где на актрисе из одежды только сапоги, забыть было невозможно. «Да, в этом фильме можно было увидеть и мой богатый внутренний мир, — пояснила со сцены Анна, — и экстерьер. Как будто попал на “голую” вечеринку, но, видимо, вошел в ту дверь».
И заодно поблагодарила всех, кто смотрел и не смотрел фильм, «спасибо, мамочка» относилось к последней категории. Увидеть реакцию сидевшей в первом ряду Татьяны Михалковой было сложно, хотя весь зал и наблюдал за ней и Никитой Сергеевичем — их редкое совместное появление сразу вызвало ажиотаж.
Впрочем, главной парой церемонии стали на этом вечере не они. И даже не Иван Янковский с Дианой Пожарской. И не эффектные, по-другому и не скажешь, ведущие премии Елена Лядова и Владимир Вдовиченков.
Самой обаятельной (и, кажется, самой романтичной) парой вечера стали Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей, которые, как озвучил легендарный оператор со сцены, уже прожили 65 лет в браке. «Это важней, чем все картины», — сказал Мукасей, получая награду за вклад в российский кинематограф. И поблагодарил свою «красавицу-девушку» — Светлана Дружинина радостно засняла это для своих соцсетей, которые в свои 88 лет она ведет более чем активно. «У нас уже дома два орла, — добавил Мукасей, намекая на “Золотого орла” Светланы. — Скоро появятся птенцы».
«Мне дико неудобно, папа, — сказал Иван Янковский, у которого в коллекции уже целая стая — на премии “Золотой орел” он получил уже пятую награду. — Что может быть веселее, чем быть номинированным в одной номинации с отцом и обойти его?» Впрочем, у Филиппа Янковского изначально было два шанса против одного — Иван был номинирован дважды, победил вместе с Александром Яценко и с ролью в сериале «Фишер». «Фишер» же стал и лучшим онлайн-сериалом. «Наше кино немного про зло, хотелось бы, чтобы зло осталось на экране», — прозвучало на сцене.
Безруков получил «Орла» за лучшую мужскую роль на телевидении с ролью в фильме «Бизон: Дело манекенщицы», но аплодировали ему довольно вяло. Не сравнить с теми аплодисментами, с которыми провожали Анну Пересильд — она даже слишком трогательно исполнила песню «Мама», представляя фильм «Вызов».
Но решение киноакадемия уже приняла — и фильм «Вызов», не получивший премии ни в одной из номинаций, проиграл «Снегирю» и как «Фильм года». Победителей засыпали серпантином, Светлана Дружинина сняла об этом целый репортаж, фотографы окружили Юлию Пересильд и Михаила Тройника с неизбежным неэтичным вопросом, а будет ли свадьба. Жизнь продолжается — на столетнем «Мосфильме» уж точно.