Евгения Гершкович

«Возвышение Москвы — часть глобального плана тамплиеров» — исследователь Александр Семенов

7 мин. на чтение

Автор нового путеводителя «По древним соборам и местам тамплиеров в России. Москва и окрестности» Александр Семенов рассказал «Москвич Mag» о предположительной связи Древней Руси с тамплиерами и о своем исследовании ДНК-истории России.

Название вашего путеводителя прямо заявляет о том, что в России обнаружены следы присутствия рыцарей-крестоносцев.

Согласно одной из гипотез, княжества Владимиро-Суздальское и Московское были связаны с Европой, а их правители, например Андрей Боголюбский, косвенно могли участвовать в крестовых походах.

Этому есть доказательства?

Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский, жизнь которого представляла собой сплошные войны и походы, вполне мог входить в орден тамплиеров. Важнейший артефакт, например, его медные позолоченные наплечники.

Одна из регалий императоров Священной Римской империи, работа западноевропейских ювелиров 1170–1180-х годов, могла быть подарена великому князю императором Фридрихом Барбароссой. Они были друзьями и вели переписку.

Археолог Георгий Филимонов в 1860-е годы «среди хлама» в подвале одного из монастырей Владимирской губернии обнаружил наплечник с эмалевой миниатюрой и изображением сцены распятия Христа. Затем вещь поступила на хранение в Румянцевский музей. В 1930-е годы советская власть продала раритет за границу. Сегодня наплечник Андрея Боголюбского хранится в Нюрнберге, в Германском национальном музее.

Форма и геральдика еще одного произведения декоративного искусства, шестиконечного напрестольного креста княгини Ефросинии Полоцкой, напоминает крест тамплиеров.

Великого князя Андрея Боголюбского, несомненно, вдохновляла деятельность царя Соломона в Иерусалиме.

Еще одним подтверждением нашей гипотезы может служить и памятник русского зодчества XII века — каменные палаты Андрея Боголюбского. Их фрагмент сегодня встроен в монастырский комплекс поселка Боголюбово под Владимиром. Многие исследователи находят сходство этих архитектурных форм и декора с чертами дворца германских императоров в саксонском Госларе. В его строительстве участвовали мастера из Священной Римской империи, а Саксонская земля была близка к местам проживания западных славян. XII век вообще время массовых миграций.

Есть предположение, что строителей во Владимир прислал Фридрих Барбаросса, и среди них могли быть и представители славянского мира — чехи, хорваты, сербы и болгары. Духовный менталитет этих мастеров, носителей византийской традиции, был понятен людям Древней Руси.

В целом Андрей Боголюбский в середине XII века реализует мощную строительную программу во Владимире, городе, этимология названия которого, возможно, означает «владеющий миром».

Владимир тогда, особенно после победы над волжскими булгарами в 1108 году, считался центром русской государственности. А, вероятнее всего, был сравним с мегаполисом мирового уровня вроде нынешних Лондона или Нью-Йорка.

Великого князя, несомненно, вдохновляла деятельность царя Соломона в Иерусалиме. Чрезвычайное воздействие на него, как видно, имела идея стяжания небесного Иерусалима путем завоевания Иерусалима земного.

На роль Земли обетованной претендовали земли будущего Нижнего Новгорода. В XII веке русские княжества пытались закрепиться в низовьях Оки. Это удается только в 1221 году с основанием Нижнего Новгорода, где начинает строиться каменная крепость — по тем временам это редкость.

К Владимирскому кремлю Боголюбский пристроил Новый город — земляную крепость с двумя белокаменными башнями и парадными Золотыми воротами.

Белокаменный декор храмов Северо-Восточной Руси, Дмитриевского во Владимире, собора Покрова на Нерли — явление для Руси загадочное. Кому, по-вашему, принадлежало авторство изображения Давида Псалмопевца аркатурно-колончатого пояса?

Эксперты сходятся во мнении, что в строительстве этих памятников времени правления князя Всеволода Большое Гнездо участвовали как местные, так и иностранные мастера. Кто-то видит в этих скульптурах итальянский след. Однако связи могли быть и в ином, но близком направлении.

ДНК-исследования древних захоронений жителей Владимиро-Суздальского княжества привели к неожиданным результатам. Оказалось, предки части жителей Владимирской земли пришли сюда из южнославянских стран, с тех же Балкан или, возможно, окружным путем через Балтику.

Датский остров Борнхольм, известный центр тамплиерской духовности, не чуждая для Руси земля, где проживали западные славяне, двоюродные братья кривичей и словен. В IX и XI веках шел поток переселенцев с Юга и Запада.

Возможно, среди строителей, инженеров, даже членов гильдий (в средневековом смысле слова) каменщиков могли быть македонцы, болгары, сербы, чехи и словаки, работавшие в Европе под военным прикрытием ордена тамплиеров и прибывавшие в земли, населенные близкими сородичами. Особенно заметен западно- и южнославянский след в самом раннем соборе Кидекши. Их знания наложились на местные реалии и стали основой культурного подъема. Так на месте языческих святилищ вырастали памятники Высокого Средневековья, великие соборы Владимиро-Суздальской Руси. Так же было и на Борнхольме при тамплиерах с его знаменитыми круглыми церквями.

У России всегда были очень сильны связи с балканскими странами. И на Балканах всегда жива была память о крестовых походах. Бывшие крестоносцы приняли православие, перестали быть монахами и превратились в балканских витязей. Об этом статья Кирилла Серебренитского «Православные тамплиеры Адриатики» в уважаемом журнале «Вокруг света». Так тамплиерский импульс из Святой земли дошел и до Руси, наследницы Византии.

Упомянуты ДНК-тестирования. Расскажите о проекте, которым вы руководите.

Сразу скажу: по профессии я не историк. С историками сотрудничаю. У меня физико-математическое, а затем экономическое образование. Наша небольшая исследовательская группа «ДНК-история России» занимается изучением загадок истории страны с использованием современной технологии. С помощью ДНК-тестов мы сравниваем современников между собой и с ДНК древних культур. Методология отлажена до нас, мы просто ее используем и пополняем данными по России.

Где добываются знания о древних ДНК?

На базе материалов древних захоронений, предоставляемых нам археологами и сотрудниками музеев на легальных основаниях. Мы организовываем их исследование и совместно с учеными публикуем статьи. Сейчас пытаемся разобраться в том числе, из каких земель пошла династия Рюриковичей. Вопрос сложный. Сегодня уже понятно: они исконно связаны с территорией нынешней России. Чужаками Рюриковичи не были.

Бывшие крестоносцы приняли православие, перестали быть монахами и превратились в балканских витязей.

Новая часть пазла — данные древнего княжеского могильника V века Ундрих в Рязанской области, только что полученные с нашим участием. Имена князей неизвестны, но ДНК и выявленные по артефактам связи частично восстанавливают картину.

ДНК-данные княжеского захоронения Ундрих-90 (V–VI вв.) дают основание концептуально соотнести эту линию с древней линией ростовских (залесских) князей, впоследствии сблизившихся с Рюриковичами.

Так постепенно мифы и легенды обретают научную интерпретацию. Надеемся, что популярно изложенные научные результаты привлекут средства на новые исследования.

Владимир считался центром славянского мира, но возвысилась и сделалась стольным городом Москва. Чья эта была инициатива?

Есть гипотеза, что «возвышение Москвы» — часть глобального плана тамплиеров, а точнее, общехристианского плана создания пути на Восток через Волгу, в обход утрачиваемой после реванша мусульман Святой земли.

Москва географически являлась сосредоточением торговых путей, точкой схода четырех княжеств, и было важно эту точку контролировать. Москва неплохо стратегически защищена, особенно с юга.

Вообще считаю, что историю нашего города и окрестностей пора существенно «удревнять». Предполагают, и ошибочно, что до 1147 года центром Руси был Киев, а все остальное — «леса». А Москва появилась далеко не на пустом месте. В V–VI веках центр Подмосковья представлял собой протоагломерацию москворецких городищ, а в XI–XII веках мы видим сгущение славянских курганов. Известны старые центры в Коломенском (знаменитое Дьяково) и районе Сходни. Старинные источники (в первую очередь «Русский летописец» 1649 года), которые сейчас легли в основу нового яркого учебника «История российской государственности» Института русской политической культуры, само основание Москвы сдвигают в 880 год.

Позволю себе процитировать отца русской историографии Василия Татищева, писавшего о смене русских столиц: «Престол древнейший во время Сарматских государей в сей части был град Шуя; при Владимире — Ростов; Юрий II перенес его в Суздаль; Андрей II — во Владимир, Иоанн Калита — в Москву». Совершенно иное видение, никакой периферийности. И эту линию исторического развития только предстоит изучить.

Недалеко от поселка Фряново существовало древнее Могутовское городище. В XII веке это был формирующийся древнерусский город, который мог, но не стал еще одной Москвой. Об этом свидетельствуют и находки археологических раскопок, в том числе княжеские печати. И, думаю, неспроста приезжим итальянским зодчим давали земли именно в местах, где сохранились топонимы Фрязево, Фрязино. Это был очень старый центр расселения, ворота в суздальское Ополье.

Суздальский боярин Степан Кучка, владевший землями, где впоследствии была основана Москва, выдал свою дочь Улиту ни много ни мало за Андрея Боголюбского, властителя европейского уровня. Стало быть, и Кучка был человеком значимым, властителем густонаселенной местности, в какой-то степени равнородным Андрею.

Читатели найдут в новом путеводителе указание мест в России, связанных со средневековыми тамплиерами, хотя бы косвенно. А что есть такого в Москве?

Например, склон Боровицкого холма. Напомню о культе священного камня, говорящем о кельтской Европе с ее дольменами, каменными кругами и святилищами. Да и священный Грааль, по одной из легенд, тоже камень. В средневековых легендах именно Грааль как камень связан с тамплиерами.

На Никольских воротах Кремля есть образ Николы Можайского в виде воина с мечом — отсылка к аллегорическому памятнику Жаку де Моле, последнему магистру ордена тамплиеров.

По преданию, Кремлевский камень, продолговатый, длиной около аршина, с древнейших времен лежал на склоне Боровицкого холма близ храма Рождества Иоанна Предтечи, уже стоявшего на этом месте в 1147 году. В древности у камня проводились языческие обряды.

Когда в середине XIX века древнейший христианский храм был разобран, его престол перенесли в Боровицкую башню. Так что в ее основании остается священный камень. Еще один священный камень — как раз в христианском храме Кидекши, из эпохи Боголюбского и стихотворения о Граале. И сам корень слова «Кидекша» также связан с камнем.

На Никольских воротах Кремля можно видеть образ Николы Можайского в виде воина с мечом. Существует версия, что подобная иконография отсылает к аллегорическому памятнику Жаку де Моле, последнему магистру ордена тамплиеров, известному и в православных Балканах. Носителями поздней тамплиерской (в православном варианте) традиции могли быть герои Куликовской битвы святые войны Александр Пересвет и Родион Ослябя. Их символические захоронения находятся в храме Симонова монастыря в Москве. А собор XV века Спасо-Андроникова монастыря построен в XV веке, на пике влияния православных Балкан. В его архитектуре исследователи выявили тамплиерский след.

Существуют ли тамплиеры сейчас?

Да, OSMTH, Суверенный военный орден Иерусалимского храма, прямой наследник ордена исторических тамплиеров, имеет в России свой Великий приорат. Из известных представителей — переводчики, философы, историки и исследователи В. А. Ткаченко-Гильдебрандт и В. В. Акунов. Их книги и переводы рекомендую к прочтению.

Напомню, что, закончив свое существование в XIV веке, орден тамплиеров в некоторых странах выжил, но изменил название. Например, во Франции влился в мальтийский орден. И, повторюсь, большая тамплиерская ветвь осела в православных землях, Болгарии и Сербии.

Вы москвич?

Живу я в районе Ленинского проспекта. Кстати, та точка, где Ленинский проспект сходится с улицами Косыгина и 60-летия Октября, напоминает фрагмент вершины Древа жизни. Здесь сохранились остатки частично воплощенного в 1960-е годы Академгородка.

Одно из самых моих любимых мест в Москве — Сколково. Абсолютно мистическое место, где аккумулирована энергия большого международного сотрудничества, и очень напоминает мне проект, который тамплиеры развертывали в XIII веке.

Путеводитель «По древним соборам и местам тамплиеров в России. Москва и окрестности» выпустил издательский бутик «Книжные Сети».

Фото: Дима Жаров

Подписаться: