Мария Ганиянц

«Загородные отели переживают настоящий бум» — эксперт по гостиничному бизнесу Алексей Пряслов

5 мин. на чтение

За минувший год российский гостиничный бизнес потерял не только большинство своих клиентов из Европы и Америки, но и лишился таких крупных международных сетей, как InterContinental, Kempinski, Four Seasons и Marriott. «Москвич Mag» обсудил с Алексеем Прясловым, основателем компании PFM, специализирующейся на гостиничных активах, как отразились санкции на отельном бизнесе, кто пришел на смену Booking и новый тренд на тотальную роботизацию в HoReCa.

Как отразился на отечественном гостиничном бизнесе уход крупных сетей?

Начнем с того, что ушли не все. Например, Accor, который управляет отелями Ibis, Mercure и Novotel, продолжает работать в России. Гостиницы, которые раньше управлялись международными операторами, были отключены от международных систем бронирования, однако персонал остался, поэтому все отели продолжают работать.

Стоит также отметить, что уход известных сетей стал стимулом для развития российских гостиничных управляющих компаний. Кроме того, в стране уже есть отечественные операторы, такие как Azimut Hotels, Cosmos Hotel Group и другие. Поэтому никакой катастрофы не произошло.

Пожалуй, сильнее всех пострадали те гостиницы, которые находятся на инвестиционной стадии, то есть на стадии строительства. У части из них в кредитном договоре с банком имеется требование о заключении договора об управлении с международным гостиничным оператором. Сейчас это невозможно, поэтому необходимо искать иные варианты. Мы видим две возможности. Первая — заключить договор с российским гостиничным оператором. Вторая — сформировать собственную команду путем найма высококлассных управленцев. В первую очередь это генеральный менеджер, руководитель food & beverage, классный продажник и финансовый контролер. Полагаю, найти таких людей в стране вполне реально.

Что такое идеальный отельный сервис?

Идеальный сервис в «пятерке» и «трешке» будет разным. В пятизвездочном отеле идеальный сервис — это про внимание к мелочам, к потребностям гостя. Часто в люксовых отелях знают предпочтения своих постоянных клиентов и, предвосхищая ожидания, предлагают то, что гость постоянно заказывает в любом из отелей сети. Если гость любит теплый морковный сок, то именно такой напиток ему и предложат. В принципе, ничего сложного тут нет, искусственный интеллект сейчас легко анализирует заказы с использованием карты лояльности и выдает профиль предпочтений гостя.

Кроме того, в классных «пятерках» должен быть и соответствующий набор услуг, где кроме ресторана для завтраков будет и ресторан a la carte и, возможно, ресторан высокой кухни, спа с полноценным бассейном и процедурными кабинетами. В «трешках», понятное дело, этих пунктов нет. Но, с другой стороны, что важно в городском трехзвездочном отеле? Удобное расположение, качественный сон в чистом и хорошо укомплектованном номере, плотный завтрак и наличие инфраструктуры для бизнеса.

Почему между стандартной «пятеркой» в Тунисе или Египте и пятизвездочными отелями в Европе такая огромная разница?

В большинстве стран действуют свои собственные стандарты и требования к получению звезд. Кроме того, впечатление от отеля — это в первую очередь впечатление от сервиса, который оказывают люди. Менталитет, культурные особенности сотрудников в любом случае накладывают отпечаток на отель. Поэтому Marriott в Тунисе будет всегда отличаться от Marriott в Великобритании.

Как изменило рынок отключение наших отелей и санаториев от систем Booking и Airbnb?

Booking был удобен тем, что объединял все нужные опции: бронирование, просмотр отеля, отзывы, скидки и т. п. И тут ничего страшного не произошло. Клиенты просто начали напрямую бронировать номера на сайте отеля. Уровень прямых бронирований за минувший год вырос в разы. Если раньше на рынке доля бронирований посредством Booking была 50–55%, то сейчас прямые бронирования составляют 40–60%. По сути, произошло замещение. Кроме того, свято место пусто не бывает, и его начали занимать российские агрегаторы: Ostrovok.ru, Bronevik.ru и Яндекс Путешествия.

Почти полная остановка европейского и американского культурного и бизнес-туризма может привести к массовым банкротствам московских гостиниц?

В основном отсутствие западных туристов оказало влияние на отели высокого ценового сегмента в Москве и Санкт-Петербурге. Но у этих отелей остался и даже вырос региональный спрос, спрос со стороны туристов из дружественных стран. Отели переключились на другие сегменты спроса, в некоторых случаях изменили ценовую политику и продолжают работать. А загородные отели переживают сейчас настоящий бум. Тут тоже произошло замещение: люди не могут выехать за границу, поэтому предпочитают отдых в России, благо выбрать есть из чего. У нас бескрайняя страна, и есть очевидный тренд на развитие внутреннего туризма. Повсюду, от Калининграда до Камчатки, идет развитие гостиниц.

Приведу неочевидный пример. Если вы предпочитаете семейный отдых, но детей-тинейджеров уговорить не удается, рассмотрите курорт «Окская жемчужина» в Рязанской области. Там есть все — номера, апартаменты, дома, озеро с песчаным пляжем, полноценный аквапарк с несколькими бассейнами, помещение виртуальной реальности, игровые консоли, веревочный парк и многое другое.

А как себя сейчас чувствуют отели в Крыму?

В 2022 году турпоток в Крыму был ниже 2021 года примерно на 20%. Однако ни о какой катастрофе я бы не стал говорить, потому что есть примеры гостиниц, имеющих уникальные продукты и за счет этого нормально себя чувствующих. Они предлагают программы туристических и гастромаршрутов, собирают клиентов со всей страны.

При всем многообразии гостиничных форматов, от глэмпингов до бутик-отелей, есть ли какие-то глобальные мировые тренды на их выбор?

Один из глобальных трендов современного туризма — мода на экоотели. Это гостиницы, которые направлены на экономию ресурсов, прежде всего воды и электричества, и используют только локальные продукты. Вся еда в таком отеле готовится из местной продукции. Наконец-то до нас дошла и мировая мода на гастротуризм. Сегодня россияне выбирают места для поездок внутри страны, ориентируясь не только на культурный и исторический бэкграунд, но и на вкусные местные рестораны. Я знаю, что туристы сейчас активно ездят в гастротуры.

Если вас привлекают туры выходного дня, можно рассмотреть, например, Ростов-на-Дону. Там есть очень необычный отель Old House Resort and SPA, в котором воссоздана атмосфера средневековой Европы. На мой взгляд, этот отель сам по себе достопримечательность, да еще с отличной кухней.

Другой яркий тренд — тотальная автоматизация и роботизация отелей. Сегодня международные сети заявляют, что планируют заменить рутинный труд персонала роботами. И тенденция будет нарастать. В Москве уже работает первый в Европе полностью автоматизированный отель, в котором вы не увидите сотрудников — ApeironSpace на Раушской набережной. Check-in, check-out, открытие всех дверей, заказ еды и напитков, регулирование климата и света в номере — все осуществляется через приложение, установленное на смартфон.

От чего зависит успех отельного бизнеса?

В любой книге про индустрию гостеприимства можно прочитать, что главное в гостинице — это локация. Действительно, месторасположение отеля — основной фактор успеха. Но не только. Важную роль играют также правильная концепция и выбор уровня звездности, который выстрелит именно в этом месте. Допустим, вокруг Кремля не случайно расположены только пятизвездочные отели. А вот в других районах города нужны исключительно «трешки». Это важно понимать, так как большинство инвесторов хотят строить только «пятерки», потому что это престижно. Но «трешка» часто бывает выгоднее. И третий важный фактор успеха — команда, которая реализует проект. Часто инвестор ничего не понимает в гостиничном бизнесе, и на проекте зарабатывают все, кроме него. Поэтому команду надо подбирать надежную и профессиональную.

Что в целом происходит с российским рынком недвижимости?

Из всех видов коммерческой недвижимости негативная динамика наблюдается в торговых центрах. Происходит как замедление ввода новых торговых центров, так и снижение ставок аренды. Офисная недвижимость чувствует себя более или менее уверенно. По складам можно говорить о вероятном росте рынка, драйвером которого является развитие интернет-торговли. Также можно констатировать динамичное развитие гостиничной недвижимости, которое обеспечивается как за счет роста спроса на отдых внутри страны, так и наличия серьезной поддержки от государства в виде обнуления НДС от выручки номерного фонда для гостиниц и продления программы льготного кредитования гостиниц.

Сколько стоит построить гостиницу и как быстро отобьются вложения?

В целом городская гостиница обойдется дешевле resort-отеля на природе, так как за городом нередко приходится вкладываться в инфраструктуру и строить общежития для персонала.

В гостиничной индустрии инвестиционные расходы измеряются на номер, а не на квадратный метр. Инвестиционные затраты на номер в трехзвездочном отеле составляют 8–12 млн рублей, в четырехзвездочном — 13–20 млн, а в пятизвездочном — 22–30 млн. Гостиничные проекты — это длинные деньги. На сегодняшний день окупаемость отелей в России — 10–15 лет.

Фото: из личного архива Алексея Пряслова

Подписаться: