С начала спецоперации в России закрылись десятки одежных брендов. Часть сменила собственника и теперь представлена в нашей стране под новыми вывесками. Сложное время — это и проверка на прочность, и поиск новых решений, часто с оглядкой на прошлое, например советское. Об интересе к советской моде, обретении опоры и фетише нового времени рассказала историк моды, автор книги «Советская мода. 1917–1991» Мэган Виртанен.
Насколько справедливо утверждение, что современная мода повторяет веяния прошлого? И если это так, что мы сегодня заимствуем из советского прошлого?
С одной стороны, справедливо. С другой — нет. По большому счету принципиальных новшеств в фасонах давно не появлялось. Последней значимой новинкой можно считать мини-юбку. Нельзя сказать, что мода повторяет веяния прошлого, но естественно, что используются какие-то элементы стилей былого, появляются похожие силуэты. Сегодня заметно влияние и 1970-х, и 1980-х, и 1990-х. Есть узнаваемые силуэты, формы и мотивы. Они зависят от социальных, политических и психологических настроений общества. Скажем, есть общая линия между 20-ми годами прошлого века, 60-ми и 2000-ми. Или между 1930-ми, 1970-ми и 2010-ми. Но это каждый раз переработка. Мне кажется, советская мода самобытна, потому что половина времени, если не больше, для Советского Союза прошла в режиме чрезвычайности: то революция, то война. И самое интересное происходило с модой именно в эти чрезвычайные периоды. Возникали оригинальные решения с точки зрения как профессионального дизайна, так и народных находок. А вот в спокойные периоды оттепели и застоя люди стали жить лучше, но мода во многом начала копировать западную, возвели в культ определенные предметы. Тогда же возникла установка «иностранное — значит, хорошее».
А наши 20-е годы XXI века с какими годами советского периода соотносятся и почему?
Наши 20-е только начались. Мы следуем общеевропейской моде в целом, которая сейчас опирается на стилистику 1970–1980-х. Хотя в моде подростков проскальзывают 1990-е. Это логично: 1970–1980-е — период тоже нелегкий в мировом контексте. От нас ожидается крепость характера, как следствие, «расширяются плечи». Гораздо интереснее смотреть не на то, что предлагает дизайнер, а на то, что выбирает общество.
Ну вот оверсайз любим народом не первый год…
Причин несколько, и они действуют одновременно. Оверсайз создает иллюзию более крупного тела, вы занимаете больше места, получаете больше значимости. Потому его так любят хрупкие девы. С другой стороны, это может быть способом спрятаться. Получается броня, защита. Нужно учитывать, что изначально мода на оверсайз пришла из афроамериканских кварталов: вещи на вырост, с плеча старшего брата. А массовую моду последние лет тридцать диктует не Европа, а США. И то, что люди носят на улицах, более американское направление. Оверсайз удобен. Любая традиционная одежда — оверсайз. Возьмем традиционный русский сарафан. Он свободный, позволяет естественные изменения тела со временем. Если вы посмотрите на традиционную одежду многих народов мира, она вся свободного кроя.
Многие читатели были и комсомольцами, и пионерами. А кто-то и не жил при Советском Союзе. Насколько советская мода интересна молодым?
Это интересно тем, кто в целом интересуется темой моды и одежды или темой советской истории. Мы по-прежнему следуем курсу общемировой моды, несмотря на изоляцию, но у дизайнеров повышается интерес к использованию традиционных мотивов и ремесел, характерных для народов России. Интерес к советскому прошлому стабилен последние лет пятнадцать, через месяц выходит уже моя вторая книга о советской эстетике. Традиция дает сознательную или бессознательную опору: здесь жили ваши предки, они носили эти фасоны и узоры, это помогало им жить. Может, это поможет жить нам? Советские традиции тоже успели стать частью культуры, объединяющей Россию.
Неброская, практичная, простая, добротная — эти требования к одежде, привитые в советские годы, разделяют многие россияне и сегодня. Почему так происходит?
Они укоренились испокон веков в любом обществе. То, что вы перечислили — требования традиционной одежды. Я имею в виду народную, крестьянскую одежду любой страны, не только России. Народная одежда бывает двух видов: нарядная и повседневная. Если первая яркая, вторая рассчитана на рабочую обыденность, она добротная, практичная, немаркая. Мы не говорим о тонкой прослойке аристократии, где и формировалась высокая мода со сложными деталями. Большинства это не касалось. Главные изменения, произошедшие за XX век — приобщение широких народных масс к буржуазной повседневной элегантности. Тяга к практичности естественна.
Мы заговорили о бессознательном. А каков собирательный образ современной россиянки?
Согласно данным Росстата, это женщина 38 лет, которая воспитывает ребенка-подростка и работает в офисе. Возможно, у нее рабочий дресс-код, а в гардеробе пара вечерних платьев для праздников. Это и есть наша героиня, а не юная девушка. Природа моды такова, что для продаж требуется юная стройная красивая модель. Это рекламное лицо. С 1960-х мировая мода видит только молодых и худых. Это начало меняться последние лет двадцать. Мода наконец-то начала видеть старший возраст и другие типы фигуры.
Эпоха диктует свои культурные образы и цвета. Так, символом революции стал красный бант. Почему так произошло и с каким образом уместно срифмовать нашу повседневность?
Красный как революционный — история длинная. Французская революция сделала своим символом красный фригийский колпак, который носили в античности освобожденные рабы. Цвет закрепился: европейские левые уже в XIX веке сделали его официальным цветом Социалистической партии, то есть это не российская придумка. И поскольку деятельность революционеров (не только большевиков) в России так или иначе базировалась на европейских левых идеях, то логично, что цвет они переняли, равно как и презрительное отношение к моде. Это идея Маркса. Первый раз в нашей стране красный цвет проявился во время революции 1905 года, на улицах много было таких бантов и жакетов. И вполне естественно он царил в 1917-м. После Февральской революции алый стал самым модным цветом.
Маркс считал моду буржуазным излишеством. А насколько запрос на элегантность заметен сегодня? Как социальные пертурбации влияют на интерес к моде?
В послереволюционный период большинство населения модой не интересовалось в силу объективных социальных условий (не до того), но во многом еще и потому, что человек, одетый хорошо, элегантно, воспринимался как социальный враг, буржуй. Как только ситуация изменилась и в 1930-е провозгласили: «Хорошо одетый человек — это наш советский человек», модой начали интересоваться. Официальная идеология много значила. Но чем времена сложнее, тем больше стремление хотя бы иногда нарядиться поярче, сделать прическу посложнее. Потому что, с одной стороны, должен быть хоть какой-то праздник в сложных условиях — это способ психологической разгрузки. Во-вторых, это такой инструмент, позволяющий ощутить контроль над своей жизнью. Вы не контролируете то, что происходит в мире, но можете контролировать свою внешность. Запрос на элегантность есть всегда. Но понятие элегантности вещь относительная. Оно меняется со временем, к тому же на индивидуальные представления об элегантности влияет личный вкус.
«Эталонной женщиной СССР по-прежнему оставалась работница-стахановка», — сказано в книге о конце 1930-х. Что из одежды могла себе позволить «эталонная женщина» и о каких модных вещах мечтала?
Если это была на самом деле стахановка, она могла позволить себе многое: и платье крепдешиновое, и туфли лаковые, и шубку, именно потому что стахановцы очень хорошо зарабатывали. Государство финансово поддерживало стахановское движение. А вот зарплата обычной работницы, особенно неквалифицированной, была не слишком высока.
Во время Великой Отечественной все производства страны работали на фронт. У женщин не было ни обуви, ни чулок. Что носили?
Донашивали, перешивали довоенное и одежду мужчин, выменивали, мастерили сами. Пальто шили из одеял. Наибольшие проблемы были с обувью. Но умельцы делали на лето тряпичные туфли на деревянных подошвах, использовали старые покрышки для подошв, валяли валенки. Зимой, кому повезет, носили шерстяные чулки или смесовые. А летом ноги красили соком грецкого ореха или йодом, химическим карандашом рисовали стрелку, чтобы имитировать чулки. Так было «приличнее», но с голыми ногами тоже ходили.
Когда в СССР появились дома моделей и в чем состояла их функция?
В 1936 году открылся Московский дом моделей, но в связи с войной его закрыли и открыли в новом формате в 1944-м. Затем дома моделей будут расти по стране как грибы. Вещи там можно было только посмотреть, но не купить (исключения — для высокопоставленных чиновников), потому что задачей домов моделей было создание образцов для швейной промышленности. Рядовая гражданка могла прийти на показ, посмотреть, купить выкройку понравившегося наряда, зарисовать или приобрести эскиз. То, что делали дома моделей, было самобытно и красиво, но не имело отношения к тому, что носят люди на улицах.
Когда советские граждане увидели джинсы и почему они стали дефицитным и дорогим товаром?
В 1957 году в Москве прошел Фестиваль молодежи и студентов — беспрецедентное событие. Тысячи иностранных гостей — молодых, бодрых и ярких — приехали в столицу. Советских граждан поразило многое, а молодежь впечатлили джинсы. Совершенно невиданные штаны. Именно в них массово была одета западная молодежь. Естественно, вокруг фестиваля засуетились спекулянты. И вот тут, наверное, случился главный провал советской пропаганды. При Хрущеве мы закупали на Западе технологические линии. Купили бы лицензию на джинсы и запустили линию и писали бы в газетах правду: это рабочие штаны угнетенного американского рабочего класса. Но предпочли шельмовать, а запретный плод сладок. Возник черный рынок. Джинсы стоили безумных денег и стали фетишем, как любая вещь, подчеркивающая высокий социальный статус и материальные возможности.
А сегодня у нас есть фетиш?
Это зависит от социального слоя. Сейчас из поля зрения ушли, но не совсем пропали люксовые сумки. Последние десять лет их уверенно вытесняют кроссовки. Сегодня не так важно, какая у тебя сумка, а вот кроссовки важны, особенно учитывая, что кроссовки сегодня носят в любых обстоятельствах с любыми видами одежды. Брендовые кроссовки и спортивный образ жизни — это показатель класса и статуса, если у вас есть на это деньги. Кроме того, это удобно. Сюда же можно добавить идею новых женских ролей и отказа от обуви на высоких каблуках — женщины тоже хотят жить энергично, быстро и удобно, а не ковылять на шпильках. Много разных контекстов объясняют популярность этой обуви.
Фото: из личного архива Мэган Виртанен