Первое образование я получила на философском факультете в МГУ им. М. В. Ломоносова. Благодаря ему появилось стремление видеть за явлениями целостную концепцию и искать закономерности в развитии общества.
Создать свой бренд одежды я решила после того, как отучилась в Московской высшей школе социально-экономических наук (Шанинке) и Университете Манчестера по управлению этнокультурными проектами. Это был очень полезный опыт в плане обретения единомышленников, понимания культурного поля в Москве и ближайших регионах.
До основания бренда несколько лет проработала в музее декоративно-прикладного искусства в Москве и стояла у истоков центра моды и дизайна при музее.
Мысль о бренде с этнической философией была со мной давно. Здесь нужно сказать, что я несколько раз училась в Германии и каждый раз возвращалась в Россию с переосмыслением родного, русского и пониманием того, насколько мне это близко. В Европе я наблюдала преемственность, сохранение истории и культурного наследия. Я думала о том, что у нас как раз с наследием и культурной преемственностью сложно, и решила разобраться, что я могу сделать, чтобы способствовать развитию этой темы.
Помимо этого мне была очень интересна национальная этническая одежда. Я хотела сама носить народную одежду, но не могла найти ничего подходящего. Поэтому я стала копать вглубь: изучать книги по народному костюму, читать профессиональные сообщества, ездить по музеям и коллекционерам, рассматривать подлинники. Так возникла «Русская коллекция» и появился бренд «Обже’».
Отсылка к истории, истокам, использование натуральных тканей и идеальная посадка на фигуру без эксплуатации женского тела — это ценности нашей аудитории.
Для названия бренда мы выбрали французский вариант слова «объект» — Objet [обже’], потому что мы относимся к одежде, которую создаем, как к предмету культуры и искусства. В XIX веке в России на французский манер словом «обже» называли предмет восхищения, любви и то, что дорого сердцу. Это слово очень точно описывает то, как мы относимся к нашей русской культуре.
В процессе создания коллекции я с самого начала закладывала в бренд принципы экологичности, которые сейчас так популярны: ручной труд и долговременность. Эти ценности как нельзя лучше передают философию традиционного костюма, который создавался в течение длительного времени, начиная от изготовления ткани до оформления костюма символическим традиционным декором. То, что сегодня находится на острие моды в плане философии и этики, является переосмыслением исторического опыта — ценится все единичное, уникальное, долговечное, натуральное, созданное ручным трудом.
Вначале энтузиазм и вера в проект позволяли мне решить любые сложности. Самое трудное было сделать по-настоящему качественную одежду из натуральных тканей, по сложным лекалам с доступной ценой — без компромиссов. Для этого пришлось построить многоуровневую систему контроля качества и многое делать самой, от закупки тканей и фурнитуры, трех проверок лекал до запуска партии и контроля самого производства. Кроме того, мы сделали правильный первый шаг, просчитав финансовую модель бизнеса и проверяя ее на каждом этапе. Результат превзошел наши ожидания.
Продажа первой коллекции, формирование сообщества вокруг бренда и душевный отклик нашей аудитории позволили поверить в успех и идти дальше по выбранному пути. Однако успех — это положение дел в моменте. Я не стремлюсь измерять дело достижением успеха, а исхожу из более постоянных категорий, таких как удовлетворенность, развитие, рост, окупаемость, прибыль. Это то, над чем нужно работать постоянно.
Поскольку Обже/Objet — локальный, не массовый бренд одежды, мы часто проводим показы новых коллекций в формате закрытых презентаций для своих покупателей. Однако проводили несколько показов для широкой публики на культурных площадках — в музеях, на фестивалях, выставках.
Моя миссия — привлечь интерес к эстетике родной культуры, вплести национальную самобытность в современную моду. Наша аудитория — уверенные в себе женщины от 30 лет со сложившимися вкусовыми предпочтениями, которые ценят свою идентичность и уникальность в одежде. Женщины, увлеченные национальной традицией, искусством, культурой.
Сейчас мы работаем над новой коллекцией, хотелось бы сделать такую же и даже более интересную, яркую и востребованную, как и «Русская коллекция».
Мы планируем остаться в нишевом рынке. Делать маленькие уникальные качественные вещи. Каждый раз новые, сохраняя то, что уже имеет успех и полюбилось аудитории.
Нам было бы интересно сотрудничество с художниками и локальными мастерами. Также хотелось бы начать использовать диджитал-инструменты для продвижения эстетики бренда. Планов много.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru
Фото: из личного архива Оксаны Пертель