Почему вы должны нас знать: основатели бренда украшений Oxioma Оксана Полуэктова и Мария Лыкова
Мария: Я родилась в Москве, на Красной Пресне, обожаю этот район. А когда мне было три года, бабушка и дедушка купили домик в глухой деревне — под Наволоками в Ивановской области, у бесконечной Волги. И прямо рядом с нашим двором начинался темный русский лес. Я ловила рыбу, а по берегу реки собирала металлолом: медь, алюминий, проволоку. Так что мое детство прошло между центром большого города и домиком на опушке леса, где, мне кажется, я и пропиталась русским духом темной сказки, который теперь транслирую. На нем во многом основана наша самая успешная коллекция «Голубушка».
В старших классах школы я поняла, что на свете есть две вещи, которым стоит посвятить жизнь: микрокосм, то есть психология, и макрокосм, то есть астрофизика. Выбрала первое. После психфака где-то год преподавала детям шахматы. Но захотелось чего-то нового. И я стала одновременно заниматься двумя вещами. Во-первых, макияжем, который тогда еще не был мейнстримом (пару лет была основным визажистом «Плейбоя»), и бутафорией — делала аксессуары для съемок, совершенно безумные. Я всегда горела сложными вещами, которые никто даже не мог себе вообразить. И тогда поняла: хочу заниматься действительно большим искусством. Тем, где нет потолка, где можно объединять разные формы, где всегда можно расти и никогда не вырасти до конца. И самое главное, чтобы то, что я буду делать, жило вечно. И тут мне попался курс «ювелирный дизайн» в Британке. Сейчас я понимаю, что невероятно счастлива, потому у меня есть смысл и цель.
Оксана: Я из Кинешмы, до 17 лет жила там. Кстати, это город-побратим Наволок. Моя история с Британкой началась, когда мне было 30 — такой возраст, когда у тебя вроде должно все быть, а у меня еще ничего не было. Я училась в РУДН на туризме, но пошла в недвижимость, потому что хотела важных дел и огромных денег.
Но чем больше я работала, тем больше понимала, что это не мое. Дошло до того, что утром я просто не могла заставить себя встать с кровати. И каждый день проживала с мыслью, что я не на своем месте. Одним днем я уволилась и просто начала заниматься медитациями с единственным вопросом — в чем мое предназначение. Ответ пришел — делай что-то маленькое руками. Я вспомнила детство: моей любимой игрушкой была мамина шкатулка с украшениями, с которой я могла возиться часами. А точкой притяжения в каждом путешествии — магазин с украшениями. На любом развале, самом пыльном, я могу накопать такое, что все говорят: «Вау, где ты такую красоту нашла?»
Потом неожиданно выяснилось, что у меня прадед был известным московским ювелиром. А через несколько дней в поисковике выпало, что Британка ведет набор на ювелирный курс. Меня попросили на первую встречу с куратором принести свои рисунки. Я не рисую профессионально, но собрала, что было, и пришла. А через несколько дней меня приняли.
Мария: Нам казалось, что для того, чтобы заниматься дизайном, надо очень хорошо рисовать. Желательно прямо с детства. Но по факту самое главное не то, как ты рисуешь, а то, как ты видишь. Мы хорошо 3D-шим, поэтому, когда концепция уже есть в голове, дальше все строится без каких-то тщательных отрисовок.
Оксана: Мы не сразу подружились. Но однажды в Британку пришел Пушкинский музей с конкурсом: нужно было разработать лучшую концепцию коллекции украшений для продажи в сувенирном магазине.
Мария: Для Пушкинского нужно было что-то универсальное, внегендерное, без проколов в ушах. Я фанатка ГМИИ с детства, но до последнего не могла ничего придумать. А дня за два до дедлайна вдруг увидела как во сне сразу всю коллекцию. Отрисовала, отправила куратору. Она отвечает: «Маша, это классно. Только вот у Оксаны очень похожая концепция, поэтому вам надо разойтись. Впрочем, правила не мешают вам объединиться. Решайте сами». Я тут же позвонила Оксане. И в итоге мы победили.
Оксана: С коллекции для Пушкинского начался наш бренд. Первое время я жила в мастерской, вообще оттуда не выходила. Мне было все интересно. Мы с Машей параллельно еще взяли курс языка программирования C++. И потом его применили в нашей коллекции. В общем, пустились во все тяжкие.
Мария: Конечно, это иллюзия, что удастся иметь свой бренд украшений и совмещать это с какой-то стабильной работой. Если ты в это входишь, то отдаешь себя полностью.
Оксана: Важно, что мы не конкурируем друг с другом. В этом, мне кажется, основа нашей идеи. Нам нечего делить. Работа в тандеме — это про взаимное уважение. Мы во многом схожи, но сами по себе абсолютно разные.
Мария: Название бренда Oxioma — совмещение наших имен: OXana и MAria. Мы смотрим в одном направлении. Мы шутим, что у нас осознанное материнство — есть ребенок Oxioma, и он самое главное. Так и существуем уже почти шесть лет. Мне кажется, мы во многом вернули интерес к брошам и оказались практически единственными, кто делает их авторски в разных ценовых сегментах.
Оксана: В планах у нас — ввести серебро и камни. Мы с Машей отучились на геммологов в МГУ, ездили в экспедиции. В общем, стараемся как можно меньше отдавать на аутсорс.
Мария: Мы изучаем глазурную химию — научились даже кристаллы выращивать, геммологию, 3D. Это дает возможность интересных синтезов.
Оксана: Пока единственный маркетплейс, где мы представлены, — Яндекс Маркет. Там мы хорошо продаемся, а их отделение в пяти минутах от нашей мастерской. Мы на системе FBS (продавец хранит, собирает, упаковывает и привозит товары в пункт приема заказов, а маркетплейс доставляет покупателю. — «Москвич.Mag»). Это очень удобно для небольших брендов, когда тебе не нужно загружать целую партию и замораживать на складе.
Мария: Изначально они сами на нас вышли: позвали поучаствовать, когда искали молодых локальных дизайнеров, предложили помощь с продвижением. Для нас очень ценно, что есть большие организации, которым не безразлично то, что мы существуем. Сейчас мы уже достаточно узнаваемый бренд, но еще хрупкий, выстроенный на свои деньги.
Оксана: Сейчас в том, как носят украшения, появилось больше свободы. Например, уходят стереотипы, что нельзя сочетать белое и желтое золото или что сережки обязательно должны быть одинаковые. Критик Анастасия Фисенко говорит: твои украшения — твои правила. Мне кажется, девиз нашего времени в том, что ты волен делать все что хочется. С украшениями уж точно. Это легкий способ самовыразиться.
Мария: Какие-то микротренды есть всегда: скажем, сейчас везде жемчуг. Но то, что ты на себя надеваешь, всегда история о тебе. И круто, когда есть возможность говорить через украшения.
Наша целевая аудитория — активные, яркие женщины, которые любят внимание, у нас же все украшения eye-catchers. Мы работаем с культурными кодами, но так, чтобы это выглядело современно и вписывалось в гардероб.
Оксана: Я из дома не выхожу без украшений. Даже если с собакой гуляю. Я поняла, что украшения, как и макияж, для женщины — некий оберег, он берет на себя негатив.
Мария: Классическая ювелирка за большие деньги — это история про инвестиции. А мы не такие серьезные. Мы скорее про смыслы, про игру значений. Наши украшения не могут быть супермассовыми, но мы всегда найдем своего клиента. Мы вообще оказываемся в нужном месте в нужное время. Мы начали историю с русской тематикой до того, как это стало мейнстримом.
Фото: личный архив